Т-34: подвиги эпохального танка

Легендарная «тридцатьчетверка» часто становится героем новостных выпусков. Ведь Т-34 является иконой советской победы во Второй мировой. В статье мы расскажем об истории создания,технических характеристиках, достоинствах и недостатках танка «Т-34».
Т-34: подвиги эпохального танка

Самый известный в мире танк Т-34: интерес и разработка

Особенный интерес танк Победы приобрел после фильма «Т-34», снятого режиссером Алексеем Сидоровым. Он собрал в российском прокате более двух миллиардов рублей. А после этого, как во времена Великой Отечественной войны, на запад страны, с востока, прокатился эшелон с бывшими лаосскими Т-34, и это тоже создало большое внимание к этой технике.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Т-34 уже давно не производится, не используется в войсках. До наших дней дожило не так много танкистов, которые когда-то воевали, находясь внутри танка и управляя им. Так почему же Т-34 до сегодняшних дней продолжает быть одним из самых известных танков в мире? А что из себя представляет знаменитая «тридцатьчетверка»? Ведь танк, который был принят на вооружение в армию в 1939 году, и Т-34-85, которые проводили боевые действия на территории Германии и Польши, заметно отличались друг от друга.

Танк Т-34-85
Средний танк Т-34-85
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сначала отметим, что конструкторы Т-34 смогли предвидеть тот вектор, по которому будет двигаться эволюция всемирного танкостроения. В то же время они создали боевую машину с высоким модернизационным потенциалом. Именно это позволило танку из обычного и не очень надежного со слабой пушкой Л-11 перерасти в Т-34-85. При этом, произошло это преображение в то время, когда промышленность Советского союза испытывала высочайшее перенапряжение. Целые заводы перевозились в тыл, дальше от линии фронта. Многие из них оставались на территории, занятой противником. Смежные связи разрывались, материалов и запчастей не хватало, а дефицит был на самом высоком уровне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И ведь именно простая конструкция Т-34 даже в очень тяжелом 1942-м году и позволила произвести 12 578 единиц техники. Именно большое количество этих боевых машин в Красной армии и позволило ей нанести вооруженным силам нацисткой Германии завершающий удар при битве под Сталинградом. На тот момент два самых крупных производителя Т-34 – заводы в Харькове и Сталинграде, были потеряны. Однако даже это не смогло помешать наладить массовое производство танков в самые краткие сроки в других местах. Это почти невозможно было бы провернуть с любым другим танком того времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сильные и слабые стороны Т-34

Абсолютно все замечали почти несоотносимые понятия в Т-34: простоту и практичность. Отмечали это, к примеру, американские военные, которые испытывали его в мае 1942 года на полигоне в окрестностях Абингтона. Им особенно приглянулись гусеницы большой ширины, броня под наклоном, сильная 76-миллиметровая пушка Ф-34 и двигатель на дизельном топливе. Однако, те же американские военные отмечали и слабости танка: не очень надежную трансмиссию, тесноту внутри, низкую культуру производства. Ко всему прочему, во время испытаний, в результате пробега длиной в 340 километров, двигатель машины вышел из строя. Восстановить его не смогли. Более того, американские военные были разочарованы, когда увидели топливный бак в боевом отделении, что было достаточно опасно. Таким образом, Т-34 оставил американцев с неоднозначными чувствами: в целом боевая машина была неплохой, но вовсе не отличной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Т-34 в бою
Т-34 в бою
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В самом Советском Союзе тоже прекрасно понимали все слабости в боевой машине, и по мере возможности недочеты «тридцатьчетверки» исправлялись. За все время военных действий в структуру танка Т-43 было внесено больше 100 изменений, а с началом 1944 года стал производиться Т-34-85 – фактически полностью новый танк. При всем этом, внесенные изменения и, по сути, переход на другую модель, не повлияли на количество выпускаемых машин. В течении всей Великой Отечественной Войны танк выпускался в огромных количествах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно это давало возможность не только быстро заменять потерянные в бою машины, но и постоянно снижать стоимость Т-34. Легкость и дешевизна производства, простота в использовании и высокие боевые показатели – вот что сделали эту машину знаменитым танком. Т-34, к тому же, стал танком-эпохой. Используемые в нем конструктивные решения были взяты как основа в производстве следующих поколений танков советскими и иностранными конструкторами.

Достоинства Т-34

«Тридцатьчетверка» была воплощением танка-солдата, «рабочей лошадкой» поля боя, чего не скажешь про аналоги других стран. Так, немецкие конструкторы совершили очень большую ошибку, потратив на производство таких боевых машин как «Тигр» и «Пантера» невероятно огромные средства и силы. Они были слишком дорогими и сложными, а выпущены были в не очень большом количестве. По этой причине они и не смогли оказать заметного влияния на ход боевых действий, фактически утопая в толпах накатывающихся на них танков Т-34. Дорогие и элитные немецкие «кошки» с «подпаленной шерстью» на Курской дуге, оставшееся время войны лишь изредка выглядывали из своих укрытий, злобно огрызаясь. Все закончилось тем, что последние экземпляры были уничтожены при захвате Берлина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Памятник «Танк Т-34»
Памятник «тридцатьчетверка»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американские военные, пусть и производили недорогой и массовый «Шерман», но в самом начале он был далеко не самым хорошим танком, созданным на компромиссах, и даже в подметки не годился Т-34-85. Когда «тридцатьчетверки» и «Шерманы» оказались вместе в Корее, американские машины были фактически снижены в ранге. Там они и подтвердили свое насмешливое название «зажигалка Ронсон».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Незаурядные боевые качества, надежность и простота в обслуживании позволили Т-34-85 воевать практически весь ХХ век, в то время как все его ровесники давно были отправлены в переплавку или стали музейными экспонатами. Т-34, даже будучи музейным экспонатом, хоть завтра готов пойти в бой. Так в 2006 году в Будапеште митингующие граждане без особых проблем завели танк-памятник Т-34 и попытались прорвать полицейское оцепление. В 2014 году на службу был призван Т-34 в Луганске: танк-памятник без особых проблем удалось завести, но участия в боевых действиях он не принял.

Памятник танку Т-34
Памятник танку Т-34
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не стоит забывать главное: Т-34 стал символом Победы, без которого победа была бы невозможной. «Тридцатьчетверка» пережила катастрофу лета 1941 года, тяжелые бои под Сталинградом и Ржевом в 1942 году, ломала хребет немецкому зверинцу на Курской дуге, грохотала по брусчатке немецких городов в 1945 году и завершила военный конфликт на Дальнем Востоке блистательным разгромом Квантунской армии. На долю Т-34 выпало столько испытаний, сколько не выпадало ни одному другому танку, и из всех них он вышел победителем. Вот почему «тридцатьчетверка» была и будет тем танком, которым стоит и нужно гордиться.

Средний танк Т-34: техническая характеристика

  • Примерная масса техники – 25,6 тонн;
  • Состав экипажа. 4 человека: командир, заряжающий, стрелок-радист, механик-водитель;
  • Двигатель: Дизельный В – 2 – 34, мощностью в – 500 л.с.;
  • Габаритные размеры корпуса: длина – 5920 мм; длина с пушкой – 8150 мм; ширина – 3000 мм; высота – 2405; клиренс – 400 мм.
  • Максимальная скорость до 55 км/ч;
  • Бронирование: лоб – 45 мм; борта – 40 мм; башня – 45 мм; корма – 40 мм; днище – 13 мм;
  • Преодолеваемый подъём: 36° (градусов).