Современное китайское вооружение: качественные копии и внушительные оригиналы
Китайский военный авиапром сделал колоссальный шаг вперед, хотя и от политики клонирования пока, очевидно, отказаться не в состоянии. У многофункционального истребителя J-11B вид настолько характерный, что не остается ни малейших сомнений: перед нами Су-27. Су-27СК в КНР производили по лицензии из российских комплектующих – это и был собственно J-11.
Хотим свое!
В начале прошлого десятилетия Китай отказался от дальнейших поставок комплектов для сборки и... просто скопировал самолет для производства на своей индустриальной базе. Так получился J-11B, в котором теперь появилась китайская авионика с современной «стеклянной» кабиной и китайское вооружение, в частности в виде ракет «воздух-воздух» PL-8, PL-9, PL-12. Планировалось также заменить российские двигатели АЛ-31Ф на собственную разработку WS-10 (в основе которой франко-американский двигатель CFM56 – их ставят на Boeing 737 и A320), но надежных данных о том, насколько успешно идет эта замена, нет.
Развитием темы стали модифицированный J-11D, который, по сообщениям китайских источников, обладает параметрами на уровне российского Су-35, J-16 – многоцелевой двухместный ударный самолет и J-15 – палубный истребитель для базирования на единственном пока китайском авианосце «Ляонин» (изначально «Рига», советский проект 1143.6). Однако насколько две последние машины действительно дорабатывались собственными силами, а насколько обязаны глубокому знакомству китайских авиаконструкторов с российскими Су-30МКК и Су-33, остается лишь догадываться.
Можно еще вспомнить, что Китай является одним из четырех государств в мире, когда-либо строивших бомбардировщики, способные нести ядерное оружие. Xian H-6 производится в КНР с 1959 года и является лицензионной копией давно снятого с вооружения советского Ту-16. Однако в Китае продолжают развивать эту линейку и не далее, как в 2011 году была показана самая современная модификация – H-6K. Самолет, разумеется, оснащен новейшей китайской авионикой, обладает увеличенным радиусом действия (до 3000 км) и способен нести 6 крылатых ракет CJ-10A с ядерными БЧ. Такой бомбардировщик вполне вписывается в китайскую стратегию сдерживания противника на море за первой цепью островов (Японские острова, Окинава, Тайвань) и может быть использован для борьбы с американскими авианосными ударными группами.
Гордость пятого поколения
Однако использование планера и двигателей советской разработки при замене авионики и вооружения на родное китайское – это лишь одна тактика. Другая – выход на передовые рубежи. Китай на сегодня является второй страной в мире, имеющей на вооружении истребитель 5-го поколения. Называется он Chengdu J-20. Одно можно сказать точно: это не клон ни одной из существующих моделей, однако, похоже, китайские конструкторы пытались собрать воедино технические решения, подсмотренные в разных местах. Причем в качестве источника вдохновения выступали не только уже принятые на вооружение американские F-22 и F-35, но также советский нереализованный проект МиГ 1.44. Возможно, именно у МиГа позаимствовано переднее горизонтальное оперение (схема «утка»), использование которого весьма сомнительно с точки зрения малозаметности – одного из главных критериев принадлежности к 5-му поколению. В американских источниках можно встретить мнение о том, что, копируя отдельные решения в области малозаметности, китайские конструкторы не до конца поняли суть этих технологий, и дескать, они не будут работать так, как это задумано создателями F-22 и F-35. Однако США склонны воспринимать новую китайскую систему вооружения всерьез, видя в новинке не столько истребитель для завоевания превосходства в небе, сколько ударный самолет, предназначенный для поражения с дальнего расстояния ракетами «воздух-воздух» крупных тихоходных целей типа воздушных танкеров или самолетов ДРЛО (AWACS). И тогда, оставшись без топлива и «глаз», американская ударная авиация может оказаться весьма уязвимой.
В 2016 году американский гражданин китайского происхождения был осужден и получил срок за оказание помощи группе китайских хакеров, связанных с военными кругами КНР. Взломавшим серверы компании Lockheed Martin удалось похитить большой объем конфиденциальной информации, связанной с истребителем 5-го поколения F-35. Была ли эта информация использована? Чтобы получить ответ на вопрос, достаточно взглянуть на J-31 – второй истребитель 5-го поколения, разработанный в Китае. Главное принципиальное отличие – два двигателя вместо одного у американского прототипа. Все остальное очень похоже. Как и в случае с J-20, американские эксперты сомневаются, что китайцам удалось достоверно скопировать стелс-технологии из-за отставания в области материаловедения и методов прецизионной обработки материалов. Но недооценивать новейшую разработку китайского авиапрома тоже никто не собирается. Предполагается, что одной из целей, которую преследовали создатели J-35, была разработка менее совершенного, зато намного более дешевого и внешне похожего клона F-35. Такой самолет вполне мог бы пользоваться спросом в странах, куда F-35 не продают по политическим причинам или где нет достаточных средств для его покупки.
Рой умный и опасный
Кроме разработки пилотируемых систем, Китай, разумеется, отдает должное теме беспилотных аппаратов. Но если крупноразмерный разведывательно-ударный БПЛА Wing Loong – это очевидная попытка угнаться за американскими MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, то китайские работы в области управляемых искусственным интеллектом стай мини-дронов можно признать пионерскими. В декабре 2017 года на форуме в Гуанчжоу в воздух взмыли 1108 дронов, которые, действуя в непосредственной близости друг от друга, не сталкивались, а, напротив, идеально взаимодействовали как единое целое. Военное применение этой технологии напрашивается само собой. Справиться со стаей комаров сложнее, чем отбить нападение крупной птицы. Облако дронов можно использовать для разведки, для ослепления ПВО, для нанесения мелких точечных ударов по цели.
Китай активно проводит эксперименты с небольшими беспилотными аппаратами в разных средах. Долгое время самым высоко летающим беспилотником был американский высотный разведчик Global Hawk – его потолок 19 000 м. Выше воздух слишком разрежен и очень холодно – сложно создать достаточную подъемную силу, особенно если речь идет о небольшом аппарате; кроме того, неустойчиво работают электронные приборы. Однако в прошлом году в КНР над пустынной территорией Внутренней Монголии был произведен запуск мини-БПЛА с высоты 25 000 м (туда его поднял аэростат). Дроном выстрелили из электромагнитной катапульты, и этого импульса хватило, чтобы преодолеть 100 км по воздуху на пути к обозначенной на земле цели. Все это время на борту работали собирающие данные сенсоры. В перспективе такие мини-аппараты размером с летучую мышь могли бы вести воздушную разведку, не обращая внимания ни на какую ПВО. Подобные дроны (цена каждого – всего несколько десятков долларов) можно выстреливать в большом количестве, например, с борта высотного перехватчика.
Электрический молот
Есть еще одна область, в которой китайский оборонпром находится, возможно, на самом переднем крае – это разработка боевого рельсотрона, электромагнитной пушки. Недавно весь мир обошла фотография, на которой изображен китайский десантный корабль Type 072III, в носовой части которого предположительно установлен прототип именно такого оружия. Напомним, что к преимуществам рельсотрона относится возможность запускать снаряды с гиперзвуковыми скоростями на расстояния, на порядок превышающие возможности обычной артиллерии. Не потребуется никакой взрывчатки – за счет своей колоссальной кинетической энергии обычная болванка способна нанести серьезный ущерб крупному объекту, например кораблю.
Однако на пути создания пригодного к практическому применению рельсотрона встречаются серьезные препятствия, такие как высокая энергоемкость устройства, быстрый износ, необходимость защиты электроники от мощного магнитного поля. Фото с китайским рельсотроном оказалось не фейком: весной нынешнего года в Китае официально подтвердили, что в сфере разработки электромагнитного оружия достигнут «прорыв», и теперь ожидается, что уже к 2025 году НОАК может принять систему на вооружение Тогда у флота появится дополнительная «длинная рука» для сдерживания неприятельских АУГ за уже упомянутой цепью островов.
По кораблям и спутникам
Еще одной такой «рукой» является DF-21D – первая в мире противокорабельная баллистическая ракета, разработанная на базе DF-21, двухступенчатой твердотопливной ракеты средней дальности. Попасть баллистической ракетой по движущейся за полторы тысячи километров от места старта цели – задача нетривиальная, и китайские инженеры решили ее, оснастив оружие маневрирующим боевым блоком. Траектория его полета корректируется с помощью терминальной системы наведения на базе спутников и БПЛА. Работы в направлении создания оружия такого типа продолжаются, и буквально накануне подписания номера в печать на Авиакосмическом салоне в Чжухае Китайская аэрокосмическая научно-промышленная корпорация (CASIC) представила противокорабельный ракетный комплекс CM-401. Комплекс включает в себя пусковую установку и две баллистические ракеты малой дальности (до 300 км) с маневрирующим боевым блоком. В отличие от DF-21D новое оружие будет дислоцироваться не на суше, а на борту новейших высокотехнологичных эсминцев Type 055, первый из которых был спущен на воду летом 2017 года.
Китайские военные ракетные инженеры смотрят не только в океанские дали, но и в небо. В КНР продолжаются испытания ракеты DN-3, которая официально предназначена для кинетического перехвата баллистических ракет. Имеется в виду, что боеголовка не несет в себе взрывчатого вещества, а разрушает цель лишь собственной кинетической энергией (для чего необходимо точное попадание). Однако за пределами КНР DN-3 часто называют не противоракетой, а противоспутниковым оружием. В случае крупного конфликта с помощью DN-3 НОАК могла бы сбивать разведывательные спутники, пролетающие над территорией страны на высоте нескольких сотен километров.
Все, что рассказано выше о новинках китайского оборонпрома, – это только часть картины. Модернизация вооружений НОАК масштабна и идет по всем направлениям. КНР активно экспериментирует с гиперзвуковым оружием, работает над созданием боевых экзоскелетов. Созданы новые образцы наземной боевой техники: основной боевой танк VT-4, плавающая БМП ZBD05. Китай готовится к конфликту с сильным, оснащенным высокотехнологичным оружием противником. Будем надеяться, что этого конфликта все же не случится.