Длинные руки «Буяна»: на что способны российские корветы
Из Волги в Каспийское море
Второй задачей могло быть анонсирование активно развиваемого класса боевых кораблей, сочетающих в себе сравнительно небольшое водоизмещение с мощным вооружением. Вспомним: 7 октября 2015 года по позициям ИГИЛ (запрещена в России) были выпущены 26 крылатых ракет «Калибр-НК», преодолевших до цели около 1500 км. В стрельбах принимали участие сторожевой ракетный корабль проекта 11661К «Дагестан» и три малых ракетных корабля типа «Буян-М» – «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». «Дагестан» – более крупная боевая единица (водоизмещение 1800 т, осадка 3,6 м) и, кстати, первый российский корабль, оснащенный «Калибрами-НК»: предыдущий корабль проекта – «Татарстан» – такого вооружения не имел. Что же касается «Буяна-М», о котором и пойдет речь, то этот малый ракетный корабль (МРК) проекта 21631 совсем невелик. Он имеет водоизмещение 949 т; его длина 74,1 м, осадка – 2,6 м, и создан корабль для несения службы в условиях морского прибрежного мелководья и акваторий рек. МРК может перебрасываться, например, из Каспийского в Черное море по внутренним водным путям (Волга и Волго-Балтийский канал). В сущности, для «Буяна-М» Волга – дом родной. Проект 21631 был разработан на базе более легкого малого артиллерийского корабля проекта 21630 («Буян») Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Строить «Буян-М» стали здесь же, в Зеленодольске, на местном судостроительном заводе имени А. М. Горького.
Огонь дуэтом
Этот небольшой корабль оснастили впечатляющим набором вооружения. Самое мощное артиллерийское средство – автоматическая пушка А-190. Орудие калибра 100 мм может вести огонь со скоростью 80 выстрелов в минуту, работая как по поверхности, так и по воздушным целям, находящимся на высоте до 15 000 м. Если быть точнее, то на кораблях проекта установлена модификация А-190-1. От стандартной ее отличает орудийная башня, выполненная по технологии «стелс». Головной корабль проекта 21631 «Град Свияжск», собственно, и стал получателем первого серийного образца модифицированной пушки.
Артиллерийским средством, ориентированным в основном на противовоздушную оборону, можно считать спаренную установку АК-630М-2 «Дуэт» калибра 30 мм. В основе ее лежит советская модель АК-630 – скорострельная автоматическая пушка морского базирования. Сконструирована она была по принципу пулемета Гатлинга, что решало проблему охлаждения стволов при быстрой стрельбе. Эксперименты с совмещением двух шестиствольных автоматов АО-18 начались еще в эпоху СССР и привели к созданию установки АК-630М1-2 «Рой». В серию эта модель так и не пошла, но к теме вернулись годы спустя, и «Дуэт», опять же защищенный кожухом из материалов, которые обеспечивают радиолокационную малозаметность, изначально делался для установки на корму МРК проекта 21631. Со скорострельностью 10 000 выстрелов в минуту установка выбрасывает на дальность 4000–5000 м облако огня и осколков, что представляет серьезную угрозу как для пилотируемых летательных аппаратов, так и для противокорабельных крылатых ракет и боевых дронов.
Подкрасться поближе
Технология малозаметности – это настоящий тренд в военном судостроении XXI века, начатый еще в 2000 году со шведского корвета Visby. В основе «стелс»-конструкций – широкое применение неметаллических композитных материалов и угловатые формы с минимальным числом выступающих элементов, даже иллюминаторов, за которые мог бы «зацепиться» луч локатора. Корабль-невидимка способен подойти к морскому или наземному объекту противника как можно ближе, при этом оставаясь незамеченным и избегая риска опережающего удара, а затем поразить цель. Особенно это важно для небольшого корабля, которому сложно сохранить живучесть при попадании вражеского противокорабельного средства поражения.
Современными образчиками «стелс»-технологий на море должны были стать американские боевые корабли прибрежной зоны (Littoral Combat Ships, LCS), существующие в виде однокорпусного варианта (Lockheed Martin) или тримарана (General Dynamics). Несмотря на общую зону применения, эти корабли трудно сравнивать с нашим «Буяном-М» хотя бы в силу размеров. Американские LCS имеют водоизмещение без малого 3000 т и обладают авианесущими возможностями (два вертолета SH-60, или один вертолет Н-60, или три ударных беспилотных вертолета MQ-8 Fire Scout). Но вот что интересно: в наши дни американский проект нередко подвергается критике, и один из пунктов этой критики – слишком слабое вооружение. Самым мощным артиллерийским орудием LCS остается весьма заслуженная автоматическая пушка конструкции шведского концерна Bofors в модификации Mk 110. Она может вести огонь по воздушным, морским и наземным целям со скорострельностью 220 выстрелов в минуту и на дальность до 17 км. Но вот по калибру (57 мм) она почти вдвое уступает нашей А-190 (критики говорят, что Mk 110 подошла бы сторожевому катеру, но не кораблю таких размеров). И разумеется, американские LCS не имеют возможности вести ракетный обстрел целей, находящихся за 1500 км, что, вообще говоря, не очень обычная функция для корабля, работающего в реках и прибрежных водах.
Тайный козырь
В сообщениях об обстрелах сирийских боевиков обычно говорилось, что российские корабли осуществили пуски с помощью ракетного комплекса «Калибр-НК». На самом деле «Калибр» – это название целого семейства ракет (базирующихся на надводных кораблях или подводных лодках и предназначенных для поражения целей на поверхности или для противолодочной борьбы – так называемые ракеты-торпеды). Основой для создания этого семейства послужили разработки екатеринбургского ОКБ «Новатор», проводившиеся еще в 1970–1980-х. Существуют и экспортные версии «Калибра» под брендом Club с разными буквенными индексами. Открытыми были лишь ТТХ по экспортным версиям, и в них значилось, что дальность «клубов» не превышает 300 км. И когда четыре российских корабля произвели выстрелы по Сирии, случилась небольшая сенсация: мир узнал, что в «калибровом» семействе нашлось место оружию совершенно другого типа – крылатой ракете дальнего действия, имеющей возможность осуществлять полет на небольшой высоте с огибанием рельефа местности и маневрировать, уходя от средств ПВО противника. Таким образом, Россия впервые продемонстрировала оружие, аналогичное американской стратегической крылатой ракете «Томагавк». В открытых источниках сообщается, что российская ракета 3М14Т состоит из двух ступеней – разгонного блока на жидком топливе и ступени для крейсерского полета на турбореактивной тяге. И под комплексом «Калибр-НК» следует понимать универсальный корабельный стрельбовой комплекс (в модификации ЗР-14УКСК) для вертикального пуска ракет из-под подпалубного пространства плюс комплект ракет, куда входят как 3М14T, так и, вероятно, противокорабельные модификации «Калибра».
Распределенная ударная сеть
Американский эсминец с управляемым ракетным оружием USS Donald Cook (типа «Арли Берк») имеет на борту 90 ячеек для размещения ракетного оружия, в том числе «томагавков». МРК типа «Буян-М» располагает всего восемью пусковыми ячейками. Зачем размещать вооружение с параметрами, близкими к стратегическому, на «Буянах-М», а не на тяжелых и вместительных океанских кораблях, как это делают американцы? Никаких официальных комментариев на эту тему не существует, да и почти все, что связано с новейшим российским ракетным оружием, представляет собой закрытую информацию.
Одним из ответов может быть особое положение Каспийского моря. Ракеты по целям на Ближнем Востоке летят оттуда над малонаселенными районами Ирака и Ирана. Пуск из Черного моря предполагал бы пролет «Калибров» в воздушном пространстве Турции, на что она однозначно бы не согласилась. В то же время в Каспийской флотилии нет кораблей крупнее уже упомянутого «Дагестана», и только он один, в отличие от систершипа «Татарстан», может нести «Калибры» (те же 8 пусковых ячеек).
Новый «малыш»
Вместе с тем МРК типа «Буян-М» несут службу не только на Каспии. Два корабля действуют в составе Балтийского флота, еще один построен для ЧФ. Из этого следует, что цель оснащения «Калибром-НК» кораблей с малым водоизмещением выходит за пределы географической тематики. В одной из статей в американском журнале National Interest автор Себастьен Робин предположил, что в эпоху высокоточного и дальнобойного противокорабельного оружия Россия пытается распределить свои огневые возможности между небольшими, более многочисленными и более дешевыми морскими пусковыми платформами. Это предположение не лишено смысла, особенно если учесть, что в 2017 году был спущен на воду МРК «Ураган» проекта 22800 (разработка ЦМКБ «Алмаз»). Корабль шел на смену и в дополнение к проекту 21631, на основе которого он во многом и был создан. Серия имеет название «Каракурт». Последние МРК при сопоставимом с «Буяном-М» водоизмещении имеют осадку не 2,6 (как у «Буяна-М»), а 4 м, что значительно улучшает мореходные качества и дает возможность действовать дальше от берега, в ближней морской зоне. Также усиливается противовоздушная составляющая: начиная с третьего корабля серии на «Каракурты» вместо АК-630М «Дуэт» будут устанавливаться «Панцирь-М» – морская версия ЗРПК «Панцирь-С». При этом МРК проекта 22800 явно удастся сохранить репутацию «малыша с мощными бицепсами». Ведь восемь ракет комплекса «Калибр-НК» останутся при нем.
Первое предположение заключается в том, что российское военно-политическое руководство демонстрировало возможность наносить мощные ракетные удары не только силами ограниченного контингента, присутствующего непосредственно в регионе, но и с национальной территории. При этом Россия не нарушала договора о РСМД, который не запрещает размещение ракет малой и средней дальности (500–5000 км) на средствах морского базирования.