Как устроена граната и можно ли ее взорвать метким выстрелом из огнестрела?
Известно, что персонаж фильма Квентина Тарантино устроен проще, чем обычный человек, и представляет собой кожаный мешок, заполненный кровью под небольшим давлением. Подобным образом режиссёры боевиков упрощают внутреннее устройство любых боеприпасов: по их версии ручная граната или мина — это просто взрывчатка в тонком металлическом корпусе.
Поэтому выстрел по гранате или мине приводит к зрелищному взрыву, в котором сгорают все главные злодеи. Так было, например, в седьмом фильме бесконечной саги «Форсаж», когда Вин Дизель сунул в вертолёт с плохими парнями мешок ручных гранат, а потом выстрелил в этот мешок. Всё исчезло в горячем оранжевом облаке. Не храните дома гранаты, как бы говорит нам режиссёр: одна шальная пуля, и от дома не останется камня на камне.
На самом деле современная граната устроена чуть сложнее: в ней есть целая цепочка устройств, главная задача которой — сделать так, чтобы всё взорвалось тогда, когда нужно, а если это ручной боеприпас, то у него обязательно будет механизм, обеспечивающий подрыв с задержкой.
Вы выдёргиваете чеку и отпускаете скобу. Заранее взведённая пружина срабатывает и разбивает хрупкий капсюль — но это еще не взрыв гранаты. Воспламеняясь, содержимое капсюля только поджигает запальную трубку, которая тлеет несколько секунд. Наконец искра доходит до детонатора (маленького контейнера с детонирующей жидкостью), который взрывается от нагревания. За этим (маленьким) взрывом следует большой — это детонирует композиция B. Ради чего всё и затевалось.
Казалось бы, отличная идея — обойти все эти приготовления и просто выстрелить в гранату, передав кинетическую энергию пули непосредственно композиции B. Проблема только в том, что композиция B (смесь гексогена и тринитротолуола) специальна разработана с расчётом на устойчивость к детонации от небольшого сотрясения, нагревания... даже от выстрела из ручного стрелкового оружия. Это полезное свойство для жидкости, которую используют как инициирующий заряд в атомной бомбе — а именно композицию B и использовали в первых американских бомбах, в частности, «Толстяке», упавшем на Нагасаки. Тринитротолуол особенно устойчив: его сделали такми, чтобы не взывался почём зря от выстрелов из мелкокалиберного оружия. На самом деле такой выстрел скорее сделает гранату непригодной, чем заставит взорваться. Верится с трудом, но вот видео — доказательство:
Поэтому сотрудникам правоохранительных органов можно стрелять в вооружённых террористов — при условии, конечно, что последние вооружены не самодельными бомбами и чистым тротилом, а заводскими стандартизированными боеприпасами.
Все описанное выше не означает, конечно, что стрельба по минам и гранатам — безопасное развлечение. Всегда есть шанс выстрелом разбить капсюль или попасть прямо в детонатор. Тем более не стоит, ориентируясь на всё вышесказанное, экспериментировать с распиливанием или сваркой снарядов. Мы только хотели сказать, что быть персонажем Вина Дизеля в реальной жизни не так просто.