Секира, валашка и другие самые грозные боевые топоры прошлого
Боевой топор бывает самым разным: одноручным и двуручным, с одним и даже с двумя лезвиями. При сравнительно легкой боевой части (не тяжелее 0,5-0,8 кг) и длинном (от 50 см) топорище, это оружие обладает впечатляющей пробивной силой — все дело в малой площади соприкосновения режущей кромки с поверхностью, в результате чего вся энергия удара концентрируется в одной точке. Топоры часто использовали против тяжелобронированной пехоты и кавалерии: узкое лезвие отлично вклинивается в сочленения доспехов и при удачном попадании может прорубить все слои защиты, оставив на теле длинный кровоточащий надрез.
Боевые модификации топоров широко использовались во всем мире начиная с древнейших времен: даже до эпохи металла люди вытесывали топорища из камня — это при том, что кварцевый стес по остроте не уступает скальпелю! Эволюция топора многообразна, и сегодня мы рассмотрим пятерку самых впечатляющих боевых топоров всех времен и народов:
Викинги, например, чаще использовали топоры, а не мечи, потому что они были просто дешевле. Если у семьи было несколько топоров, они считались богатыми. О чем говорить, если на одну лошадь собирали денег несколько семей сразу, причем не один год. Более того, меч не пригодится в хозяйстве, а вот топором можно и дров нарубить, и кол в землю забить.
Поэтому особой грани между обычным и боевым топором не было. Легче отличить топор, который уж точно не годен к бою – колун. Это клиновидный топор, используемый для раскола дров пополам. Конечно, и его можно использовать как боевой. Более того, лезвие боевого топора легче. Да и длинная рукоять колуну не к чему.
Секира
Отличительная черта секиры — лезвие в форме полумесяца, длина которого может достигать 30-35 см. Увесистый кусок заточенного металла на длинном древке делал размашистые удары невероятно эффективными: зачастую это был единственный способ хоть как-то пробить тяжелый доспех. Широкое лезвие секиры могло выступать в качестве импровизированного гарпуна, стаскивающего наездника с седла. Боевая часть плотно вбивалась в проушину и закреплялась там с помощью клепок или гвоздей. Грубо говоря, секира — это общее название для целого ряда подвидов боевых топоров, о некоторых из которых мы расскажем ниже.
Самый яростный спор, который сопровождает секиру с того момента, как это грозное оружие полюбилось Голливуду — это, конечно, вопрос о существовании двулезвийных секир. Безусловно, на экране это чудо-оружие выглядит весьма эффектно и, вкупе с нелепым шлемом, украшенным парой острых рогов, завершает облик брутального скандинава. На практике же лезвие-«бабочка» слишком массивное, что создает при ударе очень большую инерцию. Часто на задней стороне боевой части топора располагался острый шип; впрочем, известны и греческие секиры-лабрисы с двумя широкими лезвиями — оружие по большей части церемониальное, но все же худо-бедно пригодное и для настоящего боя.
Валашка
Национальный топорик горцев, населявших Карпаты. Узкий клинообразный набалдашник, сильно выступавший вперед, обух которого часто представлял собой кованую морду животного или просто был украшен резным орнаментом. Валашка, благодаря длинной рукояти – это и посох, и колун, и боевой топор. Такой инструмент был практически незаменим в горах и являлся статусным знаком половозрелого женатого мужчины, главы семьи.
Название топора происходит от Валахии – исторической области на юге современной Румынии, вотчины легендарного Влада III Цепеша. В Центральную Европу он перекочевал в XIV-XVII веках и стал неизменным пастушеским атрибутом. Начиная с XVII века, валашка обрела популярность на воле народных восстаний и получила статус полноправного боевого оружия.
Бердыш
От прочих секир бердыш отличает очень широкое лезвие, имеющее форму вытянутого полумесяца. На нижнем конце длинного древка (т.н. ратовища) был закреплен железный наконечник (подток) – им оружие упирали в землю на параде и во время осады. На Руси бердыш в XV веке играл ту же роль, что и западноевропейская алебарда. Длинное древко позволяло держать большую дистанцию между противниками, а удар острого лезвия-полумесяца был воистину страшным. В отличие от многих других топоров, бердыш был эффективен не только как рубящее оружие: острым концом можно было колоть, а широкое лезвие неплохо отражало удары, так что умелому владельцу бердыша щит был без надобности.
Применялся бердыш и в конном бою. Бердыши конных стрельцов и драгун обладали меньшими размерами в сравнении с пехотными образцами, а на древке такого бердыша было по два железных кольца, чтобы оружие можно было подвесить на ремень.
Полэкс
Полэкс появился в Европе примерно в XV-XVI веках и предназначался для пешего боя. Согласно разрозненным историческим источником, существовало множество вариантов этого оружия. Отличительной особенностью всегда оставался длинный шип на вершине и часто на нижнем конце оружия, а вот форма боевой части разнилась: тут и тяжелое лезвие топора, и молот с шипом-противовесом, и многое другое.
На древке полэкса можно заметить металлические плоски. Это так называемые лангеты, обеспечивающие древку дополнительную защиту от перерубания. Иногда можно встретить и рондели — специальные диски, защищающие кисти рук. Полэкс — оружие не только боевое, но и турнирное, а потому дополнительная защита, даже снижающая боевую эффективность, выглядит оправданной. Стоит отметить, что, в отличие от алебарды, навершие полэкса не было цельнокованным, а его части крепились друг к другу с помощью болтов или штивтов.
Бородовидный топор
«Классический», «дедушкин» топор пришел к нам с севера Европы. Само название скорее всего имеет скандинавское происхождение: норвежское слово Skeggox состоит из двух слов: skegg (борода) и ox (топор) — теперь вы можете при случае щегольнуть своими знаниями старонорвежского! Характерной особенностью топора являются прямая верхняя грань боевой части и оттянутое книзу лезвие. Такая форма придавала оружию не только рубящие, но и режущие свойства; к тому же, «борода» позволяла брать оружие двойным хватом, при котором одна рука была защищена самим лезвием. Кроме того, выемка уменьшала вес топора — а, учитывая недлинную рукоятку, бойцы с этим оружием делали ставку не на силу, а на скорость.
Такой топор, как и его многочисленные сородичи – это инструмент как для бытовых работ, так и для боя. Для норвежцев, чьи легкие челны не позволяли брать с собой избыток поклажи (ведь надо еще оставить место для награбленного добра!), подобная универсальность играла весьма важную роль.
Томагавк
Этот топор использовался индейскими племенами. Применялись они и в охоте, и на войне, и в качестве церемониального оружия. Это были небольшие топорики, сделанные из камня, который шлифовали до остроты. После лезвие прикреплялось к небольшой рукояти. Причем томагавк был не только оружием, его использовали и как инструмент.
После того, как европейцы завезли железо, индейцы стали использовать металлические топоры, которые называли так же – томагавк. Новые инструменты произошли от абордажных топориков, которые аборигены увидели у незваных гостей. Индейцам очень хотелось что-то похожее на их старые инструменты, но железное, поэтому европейские мастера вскоре начали делать томагавки для обмена с племенами.
Несмотря на то, что в фильмах индейцы очень любят бросать топоры в противников, в действительности они практически никогда не делали так. Лишиться оружия в бою было страшно, поэтому к рукоятям стали приделывать петли, которые накидывались на руку, чтобы топор сложнее было отобрать или выбить.
Томагавки для бросания были придуманы лишь в 20 веке выходцем из индейского племени. Они поступили на вооружение и даже относительно много использовались, например, во Вьетнамской войне.
Алебарда
Алебарда была очень эффективным оружием. Могла рубить как топор, колоть как копье, а крюк на обухе позволял стаскивать всадников с седла. Вес алебарды со временем уменьшался. Лезвие топора тоже терпело изменения, в конце концов, во многих версиях оно стало изгибаться во внутрь. А вот наконечник зачастую увеличивался, так что колоть таким оружием становилось удобнее, чем рубить.
Конечно, алебарда была куда дороже копья – главного оружия Средних веков. Она требовала куда большего количество металла и мастерства ремесленника. Со временем длинное копье чуть уменьшило популярность алебарды, но она все еще отлично подходила умелым воинам. Часто с ней можно было увидеть младших офицеров.
Со временем алебарда превратилась в произведение искусства. Ее старались украшать, делать изящные узоры, прорези. Конечно, от этого они становились еще дороже. Все больше они соответствовали престижу и делались под заказ.
Франциска
Это метательный топор, который был распространен на территории Европы в 3-4 веке н.э. Появилась франциска у франков, которые тогда еще были несколькими разрозненными племенами. Именно этот топор и был основой их вооружения.
Причем удобна франциска была как для боя со щитом, так и для использования двумя руками. Отлично она подходила и в качестве метательного оружия. Так, эти топоры отлично ломали щиты противника, ведь в полете набирали большую энергию. Но это означает, что воинам приходилось носить с собой как минимум два оружия, что не очень удобно при длительных переходах.
Во францисках, однако, было много «но». Во-первых, надо как минимум уметь кидать его так, чтобы он втыкался, а это не так просто, особенно в бою. Во-вторых, после броска франки сразу же бросались в атаку. Почему? Потому что топор, отправленный в противника, может прилететь и обратно. Это не римский пилум (метательное копье), приходивший в негодность после броска. Более того, метать такой топор можно только с 10-12 метров.
Бродакс
Еще одно скандинавское оружие, отличающееся размерами и мощью. Это здоровенный топор, насаженный на полутораметровое древко. Бродакс обладал большой инерцией и длиной, поэтому с легкостью ломал щиты, иногда даже разрубал броню. Конечно, если противник был без доспехов, удар был смертельным.
Но это оружие было сложным для освоения. Чаще всего бродакс использовали профессиональные бойцы ярлов или конунгов. Длина требовала свободы маневра и умения правильно замахиваться, находясь в плотном строю. Соответственно, использовать с бродаксом щит было невозможно. Значит, боец не был защищен от стрел и врагов с копьями.
Скандинавский боевой топор
И снова мы говорим о больших топорах викингов. Особенностью датского топора было широкое лезвие в виде полумесяца. Длина клинка этого оружия могла составлять до 20 сантиметров, а длина рукояти – около метра. Это позволяло держать топор обеими руками и наносить точные удары. При этом вес оружия был не больше половины килограмма, что, несомненно, было большим плюсом.
Предназначался такой топор для пешего боя. Конструкция позволяла наносить очень сильные удары, способные разрубить кольчугу. Более того, этот топор можно было использовать со щитом. Правильный удар мог расколоть щит противника напополам. А подцепив его нижним краем лезвия топора можно было лишить противника защиты.
При попадании по телу топор тянули на себя так, чтобы он оставлял глубокие раны, несовместимые с жизнью. При этом топор позволял находиться на расстоянии от противника. Обладатели датского топора обычно занимали позиции сзади первой линии союзников, раскалывая щиты и вырывая их из рук. В теории, таким топором можно было срубать наконечники копий, но для этого воин должен был обладать недюжинным навыком.
Лабрис
Этот топор, несмотря на его вид и популярность, являлся, в основном, церемониальным. Лабрис был распространен в минойской цивилизации, существовавшей в 2700 – 1400 годы до нашей эры. При раскопках там были найдены топоры выше человеческого роста. Причем традиционно находились лабрисы именно у богинь и их жриц, а не у мужской части пантеона. В конце концов двусторонний топор стал символом феминизма, древних египтян и даже масонов.
Изготавливался лабрис в основном из золота, серебра или бронзы. Несмотря на его неудобность в бою, он был хорошо сбалансированным, твердым и длинным. Но воевать лабрисом было неудобно. Как минимум, не было смысла тратить драгоценный металл на вторую сторону клинка, ведь одной вполне достаточно, а рубить сразу двумя просто невозможно.
При замахе вторая сторона лезвия лабриса не дает такого преимущества, как перевешивающая его часть у других топоров. Да и случайно попасть огромным широким лезвием, направленным не в ту сторону, по союзнику – неприятная перспектива. Ручка лабриса, предназначенная для ударов обоими сторонами, не такая удобная для рук, в отличие от топоров с одним лезвием.