Breda: компания, которая выпускала один из самых известных тягачей Второй мировой
Итальянская компания Breda (а если полностью, то Società Italiana Ernesto Breda per Costruzioni Meccaniche) много лет оставалась одним из крупнейших машиностроительных производств в стране. У нее было два основных направления — авиационное и железнодорожное. Начинала компания в 1880-х с локомотивов (и строила их до начала 1990-х!), а первый самолет Breda A.1 разработала и произвела в 1924-м. Также Breda занималась оружейным производством.
В 1927 году, уже после смерти основателя компании Эрнесто Бреда, руководство приняло решение основать подразделение для производства сельскохозяйственной техники. Первенцем стал универсальный трактор-тягач, получивший наименование Autocarro Trattore Breda. Возможно, он не снискал бы серьезного успеха, если в 1932 году итальянской армии не понадобился новый артиллерийский тягач на замену устаревшим Pavesi-Tolotti и Fiat 20B. Breda тотчас доработала сельхозмашину, и на свет появилась военная модификация Breda TP32.
Армии машина понравилась, и в 1933-м она была принята на вооружение. Breda, уже имевшая ряд военных заказов в области авиации, расширила свое влияние и на дороги. В 1934 году появилась наиболее известная и эффективная версия Breda TP32 Giraffa, оснащенная лебедочным краном. Машина принимала участие в Гражданской вoйне в Испании, в Эфиопской вoйне, активно применялась во II Мировой и стояла на вооружении в модифицированном виде аж до 1980-х (!) годов.
Стоит заметить, что в начале II Мировой армия спешно заказала у Breda более совершенную версию, получившую название Breda TP40. Этот тягач имел уже цельнометаллическую кабину, был прочнее, мощнее и эффективнее. TP32 оснащалась четырёхцилиндровым двигателем SPA T5 мощностью 84 л.с., а TP40 получила 115-сильный 6-цилиндровый SPA D11. Новая машина поступила на вооружение в 1942 году. Конечно, у нее тоже была версия с лебедочным краном — она называлась Breda TP41.
Артиллерийские тягачи Breda TP32 и Breda TP40 считают одними из самых удачных представителей своего класса. Помимо них, компания делала еще полугусеничный тягач Breda 61, снискавший несколько меньшую популярность, но всё-таки построенный в 235 экземплярах в 1941-1945 годах.