Ту-160: Россия возобновляет производство бомбардировщика
В марте «ПМ» уже рассказывала о программе модернизации стратегического турбовинтового ракетоносца Ту-95МС, которая осуществляется в подмосковном Жуковском. Казанский авиационный завод (КАЗ) им. С.П. Горбунова, ставший недавно филиалом ПАО «Туполев», — это производственная площадка, где дается новая жизнь сверхзвуковой реактивной части нашей дальней авиации. Столица Татарстана — родной дом для Ту-22М3 и Ту-160.
Самолет на будущее
Показанный не раз и на авиасалонах, и на парадах, Ту-160 именно в цеху особенно впечатляюще демонстрирует свою огромность: кажется, что он едва вмещается во внушительные габариты производственного помещения. Чтобы сделать снимок, в который самолет попал бы целиком, нашему фотографу пришлось забраться по нескольким металлическим лестницам почти под самый потолок. На самом деле никаких проблем с габаритами, конечно, нет. «Белый лебедь», прозванный так за светлое антибликовое покрытие, строился в 80−90-е годы прошлого века именно здесь, на КАЗ. Это самый большой и тяжелый в мире боевой самолет, развивающий наибольшую скорость среди стратегических бомбардировщиков.
В отличие от гражданской авиации, где интенсивная эксплуатация и гонка за экономическими и экологическими параметрами приводит к быстрому физическому и моральному устареванию техники, военная сфера более консервативна и позволяет гораздо дольше пользоваться старыми наработками. У всех на слуху судьба американского стратегического бомбардировщика B-52. Этот восьмимоторный монстр, производство которого завершилось примерно во времена Карибского кризиса, до сих пор в строю и останется в нем минимум до 2040 года. Правда, за это время «стратосферная крепость» претерпела около 20 модернизаций и вобрала в себя все последние достижения в области авионики, радиолокации, систем прицеливания. По сравнению с B-52 Ту-160 еще совсем «свежая» машина. «Самолет, хотя и спроектирован в прошлом веке, — говорит Борис Найшуллер, директор конструкторского центра КАЗ им. С.П. Горбунова, — но многие технические решения закладывались в машину на дальнюю перспективу и не утратили своего значения и поныне. Например, длительность полета на форсаже (сверхзвуковой режим) превышает время, которое могут показать современные истребители-перехватчики, самолеты ПВО наших потенциальных противников. Но время не стоит на месте, и без модернизации самолет уже не может в полной мере соответствовать задачам, стоящим перед Вооруженными силами России».
Все только российское
В отличие от ВПК Соединенных Штатов, умело избегающих катаклизмов на собственной территории, наша «оборонка», как известно, сильно пострадала при распаде СССР и в годы реформ. Советское государство всегда стремилось совместить решение военно-промышленных задач с технологическим развитием союзных республик. Постсоветской России эта политика принесла немало проблем. Часть производителей комплектующих осталась за границами России, и даже если эти предприятия сохранились, использование импортной продукции для модернизации ключевых систем вооружения крайне нежелательно. Но и среди заводов, оставшихся в пределах РФ, многие сменили собственника, перепрофилированы и не имеют ни лицензий, ни компетенций для производства продукции военного назначения. Таким образом, перед Объединенной авиастроительной корпорацией и ПАО «Туполев» встала задача заново найти поставщиков нужного оборудования и, как говорят в авиапроме, скомплексировать все эти решения, заставить их надежно и бесконфликтно работать в составе классической конструкции. Все это потребовало научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. С использованием новых комплектующих был модернизирован первый Ту-160, он прошел комплекс летных испытаний. После этого по уже отработанной технологии в очередь на модернизацию встали другие машины. Сейчас в рамках этой программы капитальный ремонт и комплексно-восстановительное обслуживание проходят два Ту-160, которые встанут в строй до конца текущего года. Но это только начало.
«Замена систем и узлов, которые производились в рамках кооперации республик СССР или не существующими ныне предприятиями, это лишь первый этап модернизации, — рассказывает Борис Найшуллер. — Следующий этап продления жизни — глубокая модернизация. Многие элементы конструкции, связанные с кабелями, авионикой, электрикой, устарели и физически, и морально. Они не соответствуют тем задачам, которые поставлены в наши дни перед дальней авиацией, и снижают эффективность использования новых систем вооружения. Поэтому на этапе глубокой модернизации предполагается замена практически всего радионавигационного оборудования, аппаратуры связи, наведения, локации с учетом новейших наработок российской промышленности. Пусть самолетов не так много, но даже в ограниченном количестве они могут решать очень большие задачи. По количеству и качеству вооружений Ту-160 превосходит несколько самолетов Ту-22М3. Оставив планер без больших изменений, мы должны заменить все внутри и сделать это в короткие сроки — два-три года. С учетом программы по возобновлению производства, эти задачи становятся более актуальными».
Это будет другой самолет...
Решение о возобновлении производства Ту-160 принято официально, и, согласно недавним сообщениям, Минобороны РФ приступило к обсуждению с Объединенной авиастроительной корпорацией первых контрактов в рамках новой программы. Самолет, который начнут строить, получит название Ту-160M2, и, по заявлению руководства страны, до 2020 года будет создано и передано армии 50 таких машин. Помимо полного обновления всего бортового оборудования (которое частично будет унифицировано с перспективным бомбардировщиком ПАК ДА), Ту-160М2 получит новые двигатели (модернизированную версию НК-32) и перспективные крылатые ракеты. Сейчас базовое вооружение Ту-160 — стратегические крылатые ракеты X-55 и аэробаллистические ракеты Х-15. Таким образом, второй этап, этап глубокой модернизации существующего парка Ту-160, будет тесно связан с подготовкой к возобновлению производства стратегического бомбардировщика.
«Если говорить о Ту-160, который будет производиться, то корпус, планер, подвергнется минимальной доработке, — говорит Борис Найшуллер. — Однако самолет станет другим, потому что он будет по-другому управляться экипажем. Особое внимание будет уделено системам, обеспечивающим точность доставки к цели имеющихся у Ту-160 боевых средств. Предполагается применение перспективных материалов, в частности новых алюминиевых сплавов, новых покрытий. Разумеется, серьезной модернизации подверглась производственная база. Сейчас мы активно используем компьютерное проектирование и моделирование. Если раньше для увязки компонентов нового оборудования нам пришлось бы изготовить натуральный макет, а на это требовалось потратить рабочее время высококвалифицированных специалистов, большие производственные площади и уйму сил, то теперь мы обходимся компьютерным моделированием. В рамках федеральных целевых программ мы также получаем новые станки, а фактически интеллектуальные обрабатывающие комплексы, которые значительно повышают как точность обработки деталей, так и производительность труда».
Ту-160 — во многом уникальный самолет. Он способен совершать сверхдальние перелеты и, как показал опыт полетов в Венесуэлу, может целые сутки находиться в воздухе (при условии дозаправки). Одна из его главных задач — преодолевать ПВО противника, причем делать это двумя способами: или в форсажном (сверхзвуковом) режиме уходить от преследования перехватчиков (за счет большего временного ресурса полета на сверхзвуке), или двигаясь на малых и сверхмалых высотах с огибанием неровностей рельефа. Конечно, с развитием средств ПВО, в частности ракетного вооружения, выполнять такие задачи гораздо труднее, чем 30 лет назад, однако серьезная модернизация и восстановление производства Ту-160 показывают, что потенциал «Белого лебедя» вполне соответствует настоящим и будущим задачам обороны страны.