Изящное изобретение быстро нашло применение на велосипедах, конных повозках и автомобилях: еще бы, ездить на пневматических колесах было куда комфортнее, чем на деревянных ободах, обитых тонким слоем резины или железа.
«Из пушки не прострелишь!» Как работали гусматиковые шины и почему они исчезли

Иронично, но почти сразу мир начал мечтать о безвоздушных шинах – таких, которые по качествам были бы не хуже пневматиков, но при этом не боялись проколов и не требовали, чтобы их время от времени подкачивали.
Больше всего пневматики невзлюбили военные. Когда на поля боев Первой мировой войны выехали допотопные бронеавтомобили, солдаты быстро разобрались, как легче всего их вывести из строя: целься по колесам, и вражеская бронемашина застывает посреди поля боя, превращаясь в легкую мишень.

Как поступить – сделать колеса из монолитной резины? Но они будут слишком жесткие и тяжелые.
Перейти на гусеницы? Гусеницы так легко не прострелишь, но гусеничная техника медлительна и неповоротлива.
Соединим гусеницы и пневматик
Давайте возьмем обычную покрышку, но внутри наполним ее не воздухом, а специальным составом, предложил петербургский химик А. Гусс. Так родился «гусматик», безвоздушные шины. Наполняли их поначалу смесью глицерина и желатина – этот состав тоже назвали «гусматиком».

В отличие от колес из монолитной резины, гусматики более эластичны. Оценив их качества, армии многих стран быстро перешли на подобные колеса. Ими оснащали артиллерийские тягачи, бронеавтомобили и пушечные лафеты. Они не боялись разбитых военных дорог, пуль и осколков – их даже не брали малокалиберные снаряды и гранаты. Спустя некоторое время инженеры обнаружили, что глицерин-желатиновую смесь можно заменить на более удобную губчатую резину.

Залить или подкачать
Казалось, путь к дальнейшему росту открыт. Однако вскоре после окончания Второй мировой популярность гусматиков стремительно пошла вниз. Причиной стал рост скоростей, в том числе военной техники. А с ускорением техники все острее проявлялись неустранимые недостатки этих шин.
Во-первых, наполнитель существенно утяжеляет колесо, даже легкая пористая резина, и отбалансировать такое колесо практически невозможно. Да и по эластичности они все-таки уступают пневматическим шинам. Хуже всего, что протектор колеса на ходу сильно греется от трения о землю, а обеспечить нормальный отвод тепла в колесе-гусматике довольно сложно. Бывали случаи, когда такое колесо взрывалось от перегрева.

По этоим причинам попытки применять гусматики в мирной технике по большому счету потерпели фиаско. Лишь в строительной и другой специальной технике, с ее огромными колесами и работой в экстремальных условиях, они снискали некую популярность. Но и там их не особо любят из-за большого веса.
Что касается военной техники, то к середине 20 века были изобретены системы подкачки шин на ходу. Оснащенная такой системой машина сохраняет мобильность на простреленных колесах, при этом сохраняя все достоинства пневматических шин. Военные сделали свой выбор в их пользу.

Так что в наши дни гусматики сохранились лишь на недорогих самокатах и детских велосипедах, да некоторых видах спецтехники.