Некоторое количество этих машин превратили в летающие лаборатории разных типов, получившие обозначение Ту-16ЛЛ. Больше всего – 9 экземпляров – были конвертированы под испытания реактивных двигателей.
Самолет, умевший отбрасывать двигатель, как ящерица хвост: как работал Ту-16ЛЛ

С этих самолетов снимали все вооружение. В дополнение к основному экипажу оборудовали место инженера-испытателя. В бомбоотсеке устанавливалось выдвижной пилон для испытуемой турбины.

Перед полетом двигатель убирался в отсек, его воздухозаборник закрывался обтекателем – это защищало его от мусора и пыли, летящих с ВПП, – а в полете он выдвигался и включался. При возгорании или другой опасности экипаж мог аварийно сбросить его.
Турбины для лучших советских самолетов
Лаборатории Ту-16 отлетали три десятилетия, дав путевку в жизнь многим двигателям 2 и 3 поколений.

Например, НК-8 применяли на авиалайнерах Ту-154 и Ил-62.

Д-30 разрабатывался для Ту-134, а впоследствии устанавливался также на «большую тушку», Ил-76 и на китайские аналоги советских самолетов Y-20 и Xian H-6K.

Перехватчики МиГ-25 оснащались турбинами Р-15Б-300 – тоже продукт, обкатанный на Ту-16ЛЛ.
Лаборатория для испытания лаборатории
Я не инженер, но даже мне понятно, в чем недостаток такой схемы, которую выбрали конструкторы для Ту-16ЛЛ. Подвешенный под фюзеляжем двигатель должен сильно тянуть нос летающей лаборатории вверх.
В наши дни для испытаний двигателей обычно берут четырехмоторные самолеты – например, Ил-76. Новый двигатель подвешивается на одно из крыльев вместо одного из штатных моторов, обычно 2-го или 3-го. При такой схеме он меньше всего меняет аэродинамические качества самолета-испытателя.

Знание таких вещей приходит с опытом, а у авиаконструкторов зари реактивной авиации такого опыта не было. Выходит, что пока Ту-16ЛЛ испытывали новые двигатели, они и сами проходили испытания, помогая создавать будущие летающие лаборатории.
По материалам «Уголок неба».