Почему все истребители Второй мировой так похожи друг на друга: ответ спросите у Шнейдера
Посудите сами. Все лучшие истребители той поры – советские Як-3 и Ла-5, немецкие Bf.109 и Fw-190, английские Hurricane и Spitfire, американские P-51 Mustang, итальянские Macchi C.202 – представляют собой одномоторные монопланы с одним пилотом, тянущим винтом, низко расположенным крылом и классическим оперением из вертикального киля и стабилизатора.
Ни до, ни после Второй мировой войны такого единообразия не наблюдалось. В Первую мировую войну в небе состязались монопланы, бипланы и даже трипланы с тянущим и толкающим винтом, стабилизаторами впереди и сзади, с одним и многими моторами.
В более поздние периоды, в годы Холодной войны в небе опять боролись за превосходство очень разные машины.
Интересно, что и в годы Второй мировой существовали альтернативы – вспомним хотя бы необычный двухмоторный истребитель P-38 Lightning с двумя хвостовыми балками. Но их было мало. Не сговариваясь, в 1930-е годы Штаты, Советский Союз, Германия и прочие страны наполнили свои воздушные эскадры одномоторными монопланами.
Истребители Второй мировой – наследники спортивных самолетов межвоенного времени
В период между двумя мировыми войнами проводилось множество авиационных соревнований, в том числе и в нашей стране. Одной из самых популярных дисциплин были гонки на скорость полета по кольцевому маршруту на бреющем полете, зрелищное и динамичное состязание.
Самым известным соревнованием такого типа стал кубок, учрежденный французским воздухоплавателем и энтузиастом авиации Жаком Шнейдером в 1913 году. Кубок Шнейдера и награду в 1000 фунтов стерлингов должна была получить страна, которая сможет победить 3 года подряд в гонках гидросамолетов на скорость. В отдельные годы эти соревнования собирали до 200 тысяч зрителей – больше, чем любые автогонки или авиашоу наших дней.
Почему гидросамолеты
Шнейдер был большим энтузиастом морской авиации, и не без резона. Чтобы быть быстрым, самолет должен иметь маленькие крылья, создающие небольшое воздушное сопротивление. Но самолет с маленькими крыльями не сможет летать на малой скорости – а это делает взлет и посадку опасными. Гидросамолеты способны садиться на высоких скоростях: вот почему в 1920-е и 1930-е годы большинство мировых рекордов скорости поставлено самолетами этого типа.
От истребителя прошлого к истребителю будущего
В первых гонках на приз Шнейдера соревновались форсированные и облегченные версии морских истребителей. Затем, по мере накала борьбы, они уступили место специализированным гоночным гидропланам.
Просмотрите еще раз фотографии к этой статье: вы увидите, как от года к году менялась их конструкция. Изобилие типов наблюдается в первые годы – бипланы и высокопланы, летающие лодки и гидросамолеты с поплавками. Но вот к 1926 году все авиаконструкторы приходят к одной и той же схеме – той самой, которая позднее ляжет в основу истребителей нового поколения. И далее работают только с ней.
В последние годы у Кубка Шнейдера было два фаворита: итальянская фирма Macchi и английская Supermarine. В итоге, в 1931 году приз забрали англичане после трехкратной победы плеяды гоночных машин S.4 / S.5 / S.6 / S.6B , созданных авиаконструктором Реджинальдом Джозефом Митчеллом.
Всего через 18 дней после окончательной победы Supermarine S.6B в состязании 1931 года, фирма-создатель получила заказ на разработку цельнометаллического одномоторного истребителя, будущего Spitfire – самолета, которому суждено будет выиграть воздушную «Битву за Британию» в 1940 году. Митчелл вложил в его создание весь свой опыт в области спортивной авиации.
За соревнованиями Шнейдера пристально следили и в других странах: образ скоростного боевого самолета был, наконец, найден.
Иронично, что сам Жак Шнейдер, учредитель Кубка, хотел через спорт стимулировать технический прогресс в гражданской авиации. Что получилось, то получилось – мы не всегда способны предвидеть последствия своих действий.