Почему все истребители Второй мировой так похожи друг на друга: ответ спросите у Шнейдера

Вас никогда не удивляло, что истребители всех ведущих авиадержав выглядели так, будто они сошли с кульмана одного авиаконструктора?
Почему все истребители Второй мировой так похожи друг на друга: ответ спросите у Шнейдера
Kgrif — Getty Images
Содержание статьи

Посудите сами. Все лучшие истребители той поры – советские Як-3 и Ла-5, немецкие Bf.109 и Fw-190, английские Hurricane и Spitfire, американские P-51 Mustang, итальянские Macchi C.202 – представляют собой одномоторные монопланы с одним пилотом, тянущим винтом, низко расположенным крылом и классическим оперением из вертикального киля и стабилизатора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ни до, ни после Второй мировой войны такого единообразия не наблюдалось. В Первую мировую войну в небе состязались монопланы, бипланы и даже трипланы с тянущим и толкающим винтом, стабилизаторами впереди и сзади, с одним и многими моторами.

soviet aircraft fighter
rawpixel

В более поздние периоды, в годы Холодной войны в небе опять боролись за превосходство очень разные машины.

Самые знаменитые истребители периода Второй мировой войны созданы по одной и той же концепции низкоплана с тянущим винтом, классическим оперением и одним пилотом.

Интересно, что и в годы Второй мировой существовали альтернативы – вспомним хотя бы необычный двухмоторный истребитель P-38 Lightning с двумя хвостовыми балками. Но их было мало. Не сговариваясь, в 1930-е годы Штаты, Советский Союз, Германия и прочие страны наполнили свои воздушные эскадры одномоторными монопланами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Истребители Второй мировой – наследники спортивных самолетов межвоенного времени

В период между двумя мировыми войнами проводилось множество авиационных соревнований, в том числе и в нашей стране. Одной из самых популярных дисциплин были гонки на скорость полета по кольцевому маршруту на бреющем полете, зрелищное и динамичное состязание.

Newport IV.H, 1913 г.
Newport IV.H, 1913 г., участник первой гонки на Кубок Шнейдера
Université de Caen Basse-Normandie
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самым известным соревнованием такого типа стал кубок, учрежденный французским воздухоплавателем и энтузиастом авиации Жаком Шнейдером в 1913 году. Кубок Шнейдера и награду в 1000 фунтов стерлингов должна была получить страна, которая сможет победить 3 года подряд в гонках гидросамолетов на скорость. В отдельные годы эти соревнования собирали до 200 тысяч зрителей – больше, чем любые автогонки или авиашоу наших дней.

Sopwith Tabloid
Sopwith Tabloid, победитель гонки 1914 г.
Sopwith company photographer
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему гидросамолеты

Шнейдер был большим энтузиастом морской авиации, и не без резона. Чтобы быть быстрым, самолет должен иметь маленькие крылья, создающие небольшое воздушное сопротивление. Но самолет с маленькими крыльями не сможет летать на малой скорости – а это делает взлет и посадку опасными. Гидросамолеты способны садиться на высоких скоростях: вот почему в 1920-е и 1930-е годы большинство мировых рекордов скорости поставлено самолетами этого типа.

SIAI/Savoia S.13
SIAI/Savoia S.13, участник гонки 1919 г. В тот год победитель не был выявлен.
SRASM Archives
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От истребителя прошлого к истребителю будущего

В первых гонках на приз Шнейдера соревновались форсированные и облегченные версии морских истребителей. Затем, по мере накала борьбы, они уступили место специализированным гоночным гидропланам.

SIAI/Savoia S.12
SIAI/Savoia S.19, 1920 г.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Просмотрите еще раз фотографии к этой статье: вы увидите, как от года к году менялась их конструкция. Изобилие типов наблюдается в первые годы – бипланы и высокопланы, летающие лодки и гидросамолеты с поплавками. Но вот к 1926 году все авиаконструкторы приходят к одной и той же схеме – той самой, которая позднее ляжет в основу истребителей нового поколения. И далее работают только с ней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
SIAI/Savoia S.51
SIAI/Savoia S.51, участница гонки 1922 г.
rcgroups.com

В последние годы у Кубка Шнейдера было два фаворита: итальянская фирма Macchi и английская Supermarine. В итоге, в 1931 году приз забрали англичане после трехкратной победы плеяды гоночных машин S.4 / S.5 / S.6 / S.6B , созданных авиаконструктором Реджинальдом Джозефом Митчеллом.

Macchi M.39
Macchi M.39, победивший в 1926 г.
finn.it
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всего через 18 дней после окончательной победы Supermarine S.6B в состязании 1931 года, фирма-создатель получила заказ на разработку цельнометаллического одномоторного истребителя, будущего Spitfire – самолета, которому суждено будет выиграть воздушную «Битву за Британию» в 1940 году. Митчелл вложил в его создание весь свой опыт в области спортивной авиации.

Supermarine S.6
Supermarine S.6, чемпион 1929 и 1931 годов.
San Diego Air & Space Museum Archives
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За соревнованиями Шнейдера пристально следили и в других странах: образ скоростного боевого самолета был, наконец, найден.

Supermarine Spitfire самолет
Supermarine Spitfire
Airwolfhound - Flickr

Иронично, что сам Жак Шнейдер, учредитель Кубка, хотел через спорт стимулировать технический прогресс в гражданской авиации. Что получилось, то получилось – мы не всегда способны предвидеть последствия своих действий.