Маневр настолько стандартный и распространенный, что у американских летчиков он получил название «очищающий разворот» (clearing turn).
Почему самолеты сразу сворачивают вбок после взлета с авианосца

Возможно, российские морские летчики тоже его применяют, если судить по некоторым видео, снятым на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» (см. пример в конце статьи). Почему наши пилоты так делают, мне не удалось выяснить, зато есть хорошее объяснение причин такого маневра у американцев.

Обеспечить безопасность следующему пилоту в очереди на взлет
У каждого типа самолета есть некая минимальная безопасная скорость полета – ниже этой скорости аппарат сваливается в штопор, объясняет на портале Quora военно-морской летчик Роберт Джеймс. При взлете самолет нужно разогнать достаточно, чтобы получить некий запас выше этой минимальной скорости.
В морской авиации это не всегда удается, и порой взлет происходит на пороговой скорости, объясняет Джеймс. Палуба авианосца гораздо короче нормальной длины разбега самолета – например, истребителю F/A-18 для взлета с наземного аэродрома нужно 430 м, а с палубы он взлетает после менее чем 300 м разбега. Чтобы придать ему дополнительный разгон, авианосец перед взлетом разворачивают носом против ветра и используют катапульту.

Но и этого не всегда достаточно: в отдельных случаях самолет спрыгивает с палубы на волоске от штопора, так сказать, и любая случайность может его свалить. «В этот момент меньше всего вы хотели бы получить в нос поток турбулентного воздуха из сопел самолета, стартовавшего перед вами, – пишет пилот. – Поэтому, едва оторвавшись от палубы, вы сворачиваете, чтобы не испортить жизнь парню, который ждет очереди на взлет после вас».