Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк

Изначально знаменитый транспортник разрабатывался для советской армии. Противоречивые требования военных вынудили конструкторов искать нестандартные решения.
Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк
Павел Аджигильдяев — Wikipedia
Противоречивые требования военного заказчика вынудили КБ Ильюшин искать нестандартные решения при создании Ил-76.

Первая особенность самолета сразу бросается в глаза, особенно если сравнить его фотографии с изображениями военно-транспортных самолетов других стран. Речь идет о второй кабине в носу, из-за которой кажется, что транспортник отрастил модную хипстерскую бороду и широко улыбнулся окружающим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кабина Ил-76
Alex Beltyukov - RuSpotters Team

Кабина

Ил-76 создавался как многоцелевой самолет с возможностью посадки на грунтовые аэродромы небольшого размера. Кроме того, в СССР делали большую ставку на воздушно-десантные войска, поэтому он должен был обеспечивать возможность десантирования с воздуха, а при случае и бомбометание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ил-76 тушит пожар
Ил-76 — многоцелевой самолет. На этом снимке он сбрасывает воду на пожар — хороший обзор из кабины штурмана очень кстати для точности метания.
МО РФ

Грузовой люк

Менее заметна вторая характерная черточка – необычный грузовой люк, состоящий из четырех створок. Широкая нижняя створка опускается вниз и служит грузовой рампой, чтобы закатывать перевозимый груз на колесах. Верхнюю половину люка закрывают три створки меньшего размера: две открываются наружу в стороны, а третья, расположенная между ними, открывается внутрь грузовой кабины, прижимаясь к потолку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ил-76 выгрузка
Военно-транспортная версия Ил-76 может оснащаться хвостовой турелью. Обратите внимание на четырехстворочный грузовой люк.
Ken Bergmann - Wikipedia

Чтобы понять ее назначение, вспомним, что Ил-76 позволяет не только закатывать груз на колесах, но и сам может загружать в себя морские контейнеры: для этого в его грузовой кабине предусмотрены четыре электротельфера, катающиеся по двум направляющим под потолком. Причем эти тельферы могут выезжать более чем на 5 м за пределы грузовой рампы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
погрузка в ил-76
Погрузка БМД-1 с помощью тельферов.
Olegvdv68 - Wikipedia

Никакие люки простой формы не позволяли удовлетворить всем противоречивым требованиям заказчика.

  • Сделать единую створку-рампу? Но она будет мешать самопогрузке тельферами.
  • Разбить люк на верхнюю и нижнюю створку? Но если верхняя полустворка будет открываться вверх, она будет мешать работе тельферов.
  • Открывать ее вниз? Но при парашютировании грузов она будет заметно тормозить самолет.
  • Разбить верхнюю полустворку на две, открывающиеся вбок? Они получатся довольно большими и, опять же, будут ухудшать аэродинамику самолета при десантировании.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так и решили верхнюю полустворку разбить на три части. Средняя убирается вверх, вписываясь аккурат между направляющими электротельферов. Боковые створки открываются наружу, но достаточно малы, чтобы не создавать помех в полете в открытом положении.

Грузовая кабина Ил-76 фото
Грузовая кабина Ил-76
User№101 - Wikipedia

Согласитесь, умное решение.