Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк
Первая особенность самолета сразу бросается в глаза, особенно если сравнить его фотографии с изображениями военно-транспортных самолетов других стран. Речь идет о второй кабине в носу, из-за которой кажется, что транспортник отрастил модную хипстерскую бороду и широко улыбнулся окружающим.
Кабина
Ил-76 создавался как многоцелевой самолет с возможностью посадки на грунтовые аэродромы небольшого размера. Кроме того, в СССР делали большую ставку на воздушно-десантные войска, поэтому он должен был обеспечивать возможность десантирования с воздуха, а при случае и бомбометание.
Чтобы обеспечить безопасность посадки и точность десантирования, штурмана отсадили в отдельную кабину в самом носу самолета, объясняет статья об истории этого самолета на портале «Уголок неба».
Грузовой люк
Менее заметна вторая характерная черточка – необычный грузовой люк, состоящий из четырех створок. Широкая нижняя створка опускается вниз и служит грузовой рампой, чтобы закатывать перевозимый груз на колесах. Верхнюю половину люка закрывают три створки меньшего размера: две открываются наружу в стороны, а третья, расположенная между ними, открывается внутрь грузовой кабины, прижимаясь к потолку.
Чтобы понять ее назначение, вспомним, что Ил-76 позволяет не только закатывать груз на колесах, но и сам может загружать в себя морские контейнеры: для этого в его грузовой кабине предусмотрены четыре электротельфера, катающиеся по двум направляющим под потолком. Причем эти тельферы могут выезжать более чем на 5 м за пределы грузовой рампы.
Никакие люки простой формы не позволяли удовлетворить всем противоречивым требованиям заказчика.
- Сделать единую створку-рампу? Но она будет мешать самопогрузке тельферами.
- Разбить люк на верхнюю и нижнюю створку? Но если верхняя полустворка будет открываться вверх, она будет мешать работе тельферов.
- Открывать ее вниз? Но при парашютировании грузов она будет заметно тормозить самолет.
- Разбить верхнюю полустворку на две, открывающиеся вбок? Они получатся довольно большими и, опять же, будут ухудшать аэродинамику самолета при десантировании.
Так и решили верхнюю полустворку разбить на три части. Средняя убирается вверх, вписываясь аккурат между направляющими электротельферов. Боковые створки открываются наружу, но достаточно малы, чтобы не создавать помех в полете в открытом положении.
Согласитесь, умное решение.