Что будет, если две подводные лодки столкнутся: 4 эпизода Холодной войны дают ответ
Рассказывая об этих событиях, всегда следует держать в уме, что у каждой стороны была своя версия, основанная на показаниях командиров кораблей – при том, что каждый из них действовал наполовину вслепую, ориентируясь лишь на показания своих приборов. Сопоставить же две версии и составить единую картину мешает секретность.
Tautog против К-108
В июне 1970 г. американская субмарина-охотник Tautog выслеживала советский подводный ракетоносец К-108 проекта 675 недалеко от советской тихоокеанской морской базы Петропавловск-Камчатский.
По версии американских подводников, они близко подобрались сзади к К-108 и довольно долго удерживались в слепой зоне советских сонаров. Расстояние между двумя кораблями порой сокращалось до нескольких метров.
Советские капитаны компенсировали слабость средств наблюдения, совершая резкие маневры с целью обозреть пространство и сбросить противника с хвоста, буде таковой увяжется за ними, объясняет портал The Shipyard.
В один момент К-108 исчезла с экранов сонаров Tautog, и куда она ушла, было непонятно. Американские акустики предполагали, что она поднялась почти к самой поверхности моря, и оказались правы. Некоторое время спустя К-108 снова начала погружение и буквально приземлилась на надстройку второй лодки.
Обе субмарины получили большие повреждения, а один из двух винтов К-108 застрял в легком корпусе американской лодки. Тем не менее, обе субмарины сумели вернуться на базу.
Pintado против К-408
Четырьмя годами спустя американская субмарина Pintado, принадлежавшая к тому же типу, что и Tautog, врезалась носом в советскую подлодку – по версии современных российских источников, это была К-408, ракетоносец проекта 667А «Навага». Обе лодки вернулись на базу, хотя у американской носовая полусфера была сплющена, потерян один из рулей глубины, а один из торпедных аппаратов потерял крышку.
К-306 против James Madison
В том же году советский охотник проекта 671 «отзеркалил» действия американцев. Ракетоносец James Madison только вышел на боевое дежурство и погрузился, как охотник подобрался к его хвосту, и тоже неверно оценил дистанцию, ударив по корпусу «дичи» ближе к корме. Обе лодки после столкновения всплыли, но советская лодка затем сразу погрузилась и в подводном режиме вернулась на базу.
Sceptre против К-211
В мае 1981 г. капитан ракетоносца К-211 отдал приказ заглушить силовую установку, чтобы акустики «послушали» море в задней полусфере, и в этот момент произошла серия ударов. К-211, повредившая один винт и кормовой стабилизатор, сразу после столкновения всплыла. Когда лодка вернулась на базу и встала в док для ремонта, эксперты изучили застрявшие в корпусе обломки чужой субмарины и пришли к выводу, что это была одна из американских лодок.
Однако американские источники в тот день не сообщали об инцидентах со своими подводниками. А вот английская атомная подлодка-охотник Sceptre в тот день налетела сзади на неизвестную советскую подлодку, слишком близко к ней приблизившись. От удара ее носовая часть оказалась смята, а ядерный реактор едва не остановился – сработала система аварийной защиты. Его запустили заново в безопасном режиме, и Sceptre смог вернуться на базу, хотя его прочный корпус был поврежден винтом К-211 и лодка была на волосок от гибели.
Что это доказывает? Только то, что даже после такой серьезной аварии у подводного корабля есть шансы выжить.