Выбросил пилота из кабины и сам приземлился: чем удивляет первый бесхвостый бомбардировщик «Жар-птица»

Иронично, что самолет, который вытерпел больше всего критиков от экспертов по подозрениям в недостаточной устойчивости, в жизни показал себя одним из самых безопасных.
Выбросил пилота из кабины и сам приземлился: чем удивляет первый бесхвостый бомбардировщик «Жар-птица»
В общественном достоянии. Источник: авиару.рф
Содержание статьи

В 1958 году в британском журнале Air Pictorial появилась фотография необычного самолета в пятнистой желто-красной раскраске с подписью: «Эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолетов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Речь идет о К-12, довоенном советском экспериментальном бомбардировщике, созданным авиаконструктором Константином Калининым и его коллегами. Он стал одним из первых успешных самолетов-бесхвосток.

Идеальный самолет. В теории

Из всех советских КБ, калининское было одним из самых смелых в своих экспериментах. А бесхвостая схема особенно привлекала его главного конструктора. Убрав хвостовое оперение и тяжелую хвостовую балку фюзеляжа, можно было сделать аэродинамические формы планёра более чистыми. Фюзеляж становился легче, а это уменьшало нагрузку на крыло. Получается, что при той же мощности моторов можно было получить большую скорость, дальность, грузоподъемность, уменьшить посадочную скорость, увеличить потолок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для военной авиации был еще один существенный фактор: хвост всегда мешал заднему стрелку бомбардировщика оборонять машину от истребителей. Уберите хвост, и ему обеспечен беспрепятственный обзор и обстрел всего пространства за кормой.

бомбардировщик бесхвостка К-12
В общественном достоянии

Неизвестная территория

Сплошные плюсы, но опыта создания бесхвостых самолетов в те годы в мире было кот наплакал. Проект К-12 встретил сильнейшее неодобрение и у командования ВВС, и у специалистов ЦАГИ, головной организации по проектированию самолетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авиаконструктор Сергей Ильюшин, участвовавший в оценке проекта, отозвался, что предлагаемая схема управления с элеронами, расположенными под крылом, опробована на одном-единственном самолете Northrop Gamma, причем в Советском Союзе а результатах его испытаний ничего не знали. Сам Ильюшин считал эту схему неэффективной, но чтобы убедиться окончательно, предложил построить и испытать уменьшенный вариант.

истребитель Northrop Gamma
Элероны над крылом — необычная фишка Northrop Gamma
fiddlersgreen.net
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пилот только мешает

Построили деревянный летающий макет половинного размера. Он успешно выдержал испытания, хорошо держался в воздухе и выполнял требуемые маневры, а в одном из полетов произошел забавный эпизод: сломался руль высоты, самолет резко клюнул вниз и выбросил летчика-испытателя из кабины. Тот приземлился на парашюте, а самолет, освободившись от контроля, сам выровнялся и мягко сел.

Нечто подобное однажды случилось с американским истребителем после того, как пилот катапультировался. Но такие случаи в истории крайне редки.

Сказочный бомбардировщик

Тогда командование дало, наконец, зеленый свет для строительства полноценного бомбардировщика. «Настоящий» К-12 при размахе крыльев 21 м имел два двигателя мощностью по 480 л. с., развивал скорость 219 км/ч и мог нести 500 кг бомб. Стрелковое вооружение составляли два пулемета. Калинин рассчитывал, что позже на его базе можно будет создать надежные и грузоподъемные пассажирский и почтовый варианты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
бомбардировщик к-12
Nuricom1 - Wikipedia

В 1937 г. машину показали на воздушном параде в Тушино. По идее начальника НИИ ВВС Баранова, одного из главных идеологов военной авиации в Советском Союзе, его раскрасили в желто-красную схему под сказочную жар-птицу. На параде она произвела фурор. И, как мы теперь знаем, за рубежом успех Калинина тоже высоко оценили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
воздушный парад СССР 1937
В общественном достоянии

Оборвавшийся полет

Теперь самолет надо было доводить до ума: поставить более мощные двигатели, усовершенствовать летные качества и вооружение, тогда он мог стать полноценным бомбардировщиком. Уже были планы построить несколько самолетов опытной партии, когда Константин Калинин был арестован – в СССР начался самый черный период репрессий. Как ни жаль, и конструктора, и его смелый проект ждала скорая гибель.