Выбросил пилота из кабины и сам приземлился: чем удивляет первый бесхвостый бомбардировщик «Жар-птица»
В 1958 году в британском журнале Air Pictorial появилась фотография необычного самолета в пятнистой желто-красной раскраске с подписью: «Эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолетов».
Речь идет о К-12, довоенном советском экспериментальном бомбардировщике, созданным авиаконструктором Константином Калининым и его коллегами. Он стал одним из первых успешных самолетов-бесхвосток.
Идеальный самолет. В теории
Из всех советских КБ, калининское было одним из самых смелых в своих экспериментах. А бесхвостая схема особенно привлекала его главного конструктора. Убрав хвостовое оперение и тяжелую хвостовую балку фюзеляжа, можно было сделать аэродинамические формы планёра более чистыми. Фюзеляж становился легче, а это уменьшало нагрузку на крыло. Получается, что при той же мощности моторов можно было получить большую скорость, дальность, грузоподъемность, уменьшить посадочную скорость, увеличить потолок.
Для военной авиации был еще один существенный фактор: хвост всегда мешал заднему стрелку бомбардировщика оборонять машину от истребителей. Уберите хвост, и ему обеспечен беспрепятственный обзор и обстрел всего пространства за кормой.
Неизвестная территория
Сплошные плюсы, но опыта создания бесхвостых самолетов в те годы в мире было кот наплакал. Проект К-12 встретил сильнейшее неодобрение и у командования ВВС, и у специалистов ЦАГИ, головной организации по проектированию самолетов.
Авиаконструктор Сергей Ильюшин, участвовавший в оценке проекта, отозвался, что предлагаемая схема управления с элеронами, расположенными под крылом, опробована на одном-единственном самолете Northrop Gamma, причем в Советском Союзе а результатах его испытаний ничего не знали. Сам Ильюшин считал эту схему неэффективной, но чтобы убедиться окончательно, предложил построить и испытать уменьшенный вариант.
Пилот только мешает
Построили деревянный летающий макет половинного размера. Он успешно выдержал испытания, хорошо держался в воздухе и выполнял требуемые маневры, а в одном из полетов произошел забавный эпизод: сломался руль высоты, самолет резко клюнул вниз и выбросил летчика-испытателя из кабины. Тот приземлился на парашюте, а самолет, освободившись от контроля, сам выровнялся и мягко сел.
Нечто подобное однажды случилось с американским истребителем после того, как пилот катапультировался. Но такие случаи в истории крайне редки.
Сказочный бомбардировщик
Тогда командование дало, наконец, зеленый свет для строительства полноценного бомбардировщика. «Настоящий» К-12 при размахе крыльев 21 м имел два двигателя мощностью по 480 л. с., развивал скорость 219 км/ч и мог нести 500 кг бомб. Стрелковое вооружение составляли два пулемета. Калинин рассчитывал, что позже на его базе можно будет создать надежные и грузоподъемные пассажирский и почтовый варианты.
В 1937 г. машину показали на воздушном параде в Тушино. По идее начальника НИИ ВВС Баранова, одного из главных идеологов военной авиации в Советском Союзе, его раскрасили в желто-красную схему под сказочную жар-птицу. На параде она произвела фурор. И, как мы теперь знаем, за рубежом успех Калинина тоже высоко оценили.
Оборвавшийся полет
Теперь самолет надо было доводить до ума: поставить более мощные двигатели, усовершенствовать летные качества и вооружение, тогда он мог стать полноценным бомбардировщиком. Уже были планы построить несколько самолетов опытной партии, когда Константин Калинин был арестован – в СССР начался самый черный период репрессий. Как ни жаль, и конструктора, и его смелый проект ждала скорая гибель.