Мощные из мощных: 20 самых быстрых вертолетов мира
Инженеры и энтузиасты давно стремятся к увеличению скорости в области авиации. Достижение высокой мобильности для вертолета – это не только вопрос мощности, но и результат сложного взаимодействия аэродинамики, механических инноваций и технологического прогресса. Летательные аппараты, находящиеся на передовой, преодолевают ограничения винтокрылых машин и достигают скоростей, которые ранее казались недостижимыми.
AgustaWestland AW109
AW109 — это легкий транспортный вертолет, который был принят на вооружение в 2005 году. Он используется в основном для перевозки легких грузов, медицинской эвакуации и поисково-спасательных операций.
Максимальная скорость AW109 составляет 311 километров в час, а крейсерская скорость — 289 километров в час. Экипаж может состоять из одного или двух человек. Этот вертолет производится англо-итальянским концерном AgustaWestland. Его приобрели армии ЮАР, Швеции, Новой Зеландии и Малайзии.
Boeing AH-64 Apache
AH-64D Apache — это военный вертолет с четырьмя лопастями, двумя турбовальными двигателями, хвостовым колесом и двухместной кабиной, рассчитанной на экипаж из двух человек.
Вертолет оснащен комплектом датчиков для обнаружения целей и системами ночного видения. Между основным шасси и передней частью фюзеляжа установлена 30-миллиметровая пушка M230. Максимальная скорость AH-64D Apache — 293 км/ч, а крейсерская скорость — 265 км/ч. AH-64E Apache — основной вертолет ВВС США и многих других стран.
Ми-26
Ми-26 — это тяжелый многоцелевой транспортный вертолет советского и российского производства. Он является крупнейшим в мире серийно выпускаемым транспортным винтокрылым транспортом. Разработка Ми-26 началась в 1960–1970-х годах на конкурсной основе с конструкторским бюро Камова. Цель создания вертолета заключалась в расширении возможностей перевозки крупногабаритной и тяжелой современной техники, которая поступала в войска.
Максимальная скорость Ми-26 составляет 295 км/ч, а крейсерская — 265 км/ч. Вертолет может пролететь до 800 км и подняться на высоту до 4600 метров. Из-за своего внешнего вида и габаритов Ми-26 получил прозвище «летающая корова».
Ми-28
Ми-28 — это ударный вертолет, разработанный в СССР. Его производит компания «Роствертол», которая входит в холдинг «Вертолеты России». Ми-28 предназначен для поиска и уничтожения танков и другой бронированной техники, а также медленных воздушных целей и живой силы противника в условиях активного ведения боя.
В крейсерском режиме Ми-28Н развивает скорость, сравнимую со скоростью американского вертолета AH-64D Apache, — от 265 до 270 км/ч.
Ка-52 «Аллигатор»
Российский ударный вертолет Ка-52, известный как «Аллигатор», может подниматься на высоту более 5000 метров и развивать максимальную скорость до 300 км/ч. В экстренных случаях он может кратковременно увеличить скорость до 315 км/ч, но это уменьшает срок его службы.
«Аллигатор» предназначен для уничтожения бронированной и небронированной техники, живой силы и воздушных целей на поле боя. Кроме того, он может выполнять функции командирской машины армейской авиации, занимаясь разведкой местности, целеуказанием и координацией действий группы боевых вертолетов.
NHI NH90
NHIndustries NH90 — это европейский двухмоторный многоцелевой военный вертолет среднего размера. Он стал первым серийным винтокрылым транспортом с полностью проводным управлением полетом. Максимальная скорость составляет 291 км/ч. При создании NH90 широко использовались композитные материалы и электронные датчики. У вертолета есть две основные версии:
- TTH — для наземного применения. Может перевозить до 20 военнослужащих.
- NFH — для военно-морского применения. Используется для противолодочной обороны и поисково-спасательных операций морской пехоты.
AgustaWestland AW139
AgustaWestland AW139 — это двухмоторный многоцелевой вертолет. Он считается одним из лучших в своем классе благодаря высокой скорости, отличным летным качествам и просторному салону. Максимальная скорость AW139 достигает 310 км/ч, а крейсерская скорость — 306 км/ч.
Этот вертолет был разработан совместными усилиями итальянского производителя Agusta и американской компании Bell Helicopters. Первоначально он продавался под названием Agusta-Bell AB139, но после выхода Bell из проекта был переименован в AW139.
AW101 Merlin
AW101 Merlin — это вертолет средней грузоподъемности, который используется как в военных, так и в гражданских целях. Он оснащен системой защиты от обледенения и может работать в широком диапазоне температур: от –45 до +50 °C.
AW101 способен зависать неподвижно при боковом ветре до 74 км/ч. Изначально Merlin разрабатывался как морской палубный вертолет для флотов Англии и Италии. Эта техника может использоваться для самостоятельных противокорабельных и противолодочных операций, а также для поисково-спасательных работ, радиоэлектронной борьбы и разведки.
Ми-35М
Ми-35М — это усовершенствованная версия транспортно-боевого вертолета Ми-24, известного как «Крокодил». Он активно используется и поставляется на экспорт, а также служит российской армии. Ми-35М предназначен для уничтожения вражеской бронетехники, огневой поддержки сухопутных войск на поле боя, перевозки десанта и эвакуации раненых. Максимальная скорость этого вертолета составляет 320 км/ч.
Boeing CH-47 Chinook
Boeing CH-47 Chinook — это американский двухмоторный тяжелый вертолет с двумя винтами, расположенными друг за другом. Его основная задача — переброска войск, транспортировка артиллерийских установок и снабжение на поле боя.
Несмотря на свой внушительный внешний вид, этот вертолет довольно быстрый. Его максимальная скорость составляет 282 км/ч. Chinook был принят на вооружение в 1962 году. Он участвовал во множестве военных конфликтов и сейчас находится на вооружении более чем в 20 странах мира.
Bell Boeing V-22 Osprey
V-22 Osprey — один из самых быстрых вертолетов в мире. Хотя на самом деле это конвертоплан. За 12 секунд он может превратиться из самолета в вертолет. V-22 разработала компания Bell. Этот летательный аппарат может зависать, садиться и взлетать как вертолет. При этом V-22 может осуществлять полет и взлет как обычный самолет.
Максимальная скорость V-22 как самолета — 565 км/ч, а как вертолета — 509 км/ч. V-22 используют ВВС США, USN и USMC. Также этот летательный аппарат заказали вооруженные силы Японии. Несмотря на то, что V-22 разбивается гораздо чаще, чем другие самолеты, многие пилоты USMC хотят управлять им.
Sikorsky UH-60 «Черный ястреб»
Даже среди людей, не связанных с армией и не интересующихся военной техникой, Sikorsky UH-60, известный также как «Черный ястреб», является одним из самых знаменитых военных вертолетов в мире. Он обладает максимальной крейсерской скоростью 280 км/ч и общей максимальной скоростью 294 км/ч, что делает его одним из самых быстрых вертолетов.
Фильм «Падение черного ястреба», рассказывающий об отряде рейнджеров армии США, чьи вертолеты Black Hawk были сбиты в Сомали, сделал Sikorsky UH-60 известным широкой публике. Sikorsky UH-60 — один из армейских вертолетов, который легче всего адаптировать к реальным условиям эксплуатации.
Sikorsky X2
Sikorsky X2 — самый быстрый вертолет традиционной конструкции, похожей на самые первые винтовые машины. Это неудивительно, ведь именно компания Sikorsky создала первый вертолет. Парк вооруженных сил США устаревает быстрее, чем ожидалось. Чтобы заменить старые машины, американские военные разработали программу вертикального подъема. Sikorsky X2 стал прототипом для этой программы.
Чтобы уменьшить сопротивление воздуха и увеличить скорость, Sikorsky использовали соосный (двойной) несущий винт в задней части фюзеляжа вместе с одним пропеллером. В итоге прототип смог развить скорость до 460 км/ч. На основе Sikorsky X2 были созданы два основных современных вертолета: Boeing-Sikorsky SB-1 Defiant и Sikorsky S-97 Raider.
Eurocopter AS365 Dauphin
SA 365 / AS365 Dauphin 2 (Dolphin) — это универсальный двухмоторный вертолет средней массы от компании Eurocopter. AS365 Dauphin — это гражданский транспортный вертолет. В 1991 году он установил мировой рекорд скорости, пролетев 3 километра со скоростью 372 км/ч. В мире вертолетов Dauphin уступает только конвертопланам.
Немногие страны используют военную версию Dauphin. Несмотря на то, что вертолет был модифицирован некоторыми странами для использования в качестве ударного, Паван Ханс из Индии владеет крупнейшим гражданским парком Dauphin.
Airbus H160
Созданный на базе сертифицированного EASA вертолета H160, H160M открывает новое поколение самых быстрых винтовых машин. Этот вертолет отличается высокой безопасностью и низкими эксплуатационными расходами. В нем использованы новейшие технологии французской авиационной промышленности.
AS365 Dauphin, существующий с 1975 года, в скором времени будет заменен новым вертолетом. Сегодня H160 доступен в военной версии под названием H160M. Его крейсерская скорость составляет 287 км/ч, а максимальная скорость — 325 км/ч. Кроме того, H160M можно подключить к безопасной цифровой среде поддержки.
Westland Lynx
Конструкция Westland Lynx стала основой для создания немного менее скоростного AW159. Крейсерская скорость Westland Lynx составляет 324 км/ч. Когда-то Westland Lynx был признан самым быстрым вертолетом в мире. Во время рекордного полета в 1986 году индивидуальная версия Lynx смогла развить скорость до 400 километров в час.
Несмотря на это, Westland Lynx все равно остается одним из самых быстрых вертолетов в мире. Хотя позже Westland Lynx был выведен из эксплуатации Королевскими военно-морскими силами Соединенного Королевства, он много лет считался одним из лучших.
Eurocopter EC155
Сегодня EC155 уже поменял название на H155, хотя известность он приобрел именно под первым именем. Раньше он производился компанией Eurocopter и назывался EC155. А теперь его производит компания Airbus. H155 можно использовать для разных целей: обеспечивать правопорядок, совершать частные и деловые полеты. Семейство гражданских вертолетов Dauphin было усовершенствовано благодаря этому пятитонному красавцу. Крейсерская скорость H155 составляет 300 км/ч, а максимальная — 324 км/ч.
Благодаря концепции скрытого несущего винта вертолет лучше контролируется и становится безопаснее во время наземных операций, особенно в ограниченном пространстве. Композитные материалы с высокой устойчивостью к коррозии и легкие сплавы, которые используются для изготовления компонентов планера, повышают износостойкость техники.
AgustaWestland AW159 «Wildcat»
Компания AgustaWestland создала вертолет AW159 Wildcat для Королевских военно-морских сил. Максимальная скорость некоторых современных моделей AW159 достигает 311 км/ч, хотя обычная максимальная скорость — 263 км/ч. AW159 — это модификация более старого вертолета Westland Lynx. Несмотря на то, что AW159 технологически более современный, Lynx быстрее. Он тяжелее и немного больше. Кроме того, Lynx оснащен дополнительной защитой от боевых действий, включая бронированную броню и усиленные сиденья.
CAIC WZ-10
CAIC WZ-10 — это ударный вертолет, созданный в Китае на базе проекта 941, разработанного ОКБ имени Камова. Первая китайская винтовая машина с тандемной кабиной. Его приняли на вооружение в 2011 году. Максимальная скорость вертолета составляет 270 км/ч, крейсерская скорость — 230 км/ч, а практическая дальность полета — 800 км.
В 2012 году США оштрафовали компанию «Юнайтед Текнолоджис» за незаконные поставки двигателей в Китай. Дело в том, что двигатели для WZ-10 отличаются от гражданских версий только программным обеспечением. Поэтому во время разработки ударного вертолета Китай скрывал эту информацию, приобретая двигатели у западных компаний.
Ансат
Название российского вертолета «Ансат» с татарского языка переводится как «простой» или «несложный». Прототип собрали в 1997 году, а первый полет состоялся в 1999 году. Максимальная скорость вертолета — 275 км/ч, крейсерская скорость — 250 км/ч.
В 2016 году первый вертолет с медицинским модулем передали Министерству здравоохранения Республики Татарстан. «Ансат» используют военные и гражданские организации в России, Эритрее, Сербской Республике, Мексике, Боснии и Герцеговине, Туркменистане, Зимбабве и других странах.