Как военные корабли СССР ходили по Лох-Нессу: необычный эпизод Второй мировой
Ленд-лиз обеспечил Советский Союз несколькими видами вооружения, которых ему сильнее всего не хватало.
Вспомним, хотя бы, трехосные грузовики «Студебекер» – благодаря поставкам этих машин советские автозаводы смогли сконцентрироваться на выпуске броневиков и легких грузовиков. Иностранной техникой пестрил и отечественный «москитный флот» – соединени малых военных кораблей.
Советский ВМФ к началу войны располагал, по большей части, устаревшими охотниками, торпедными катерами и сторожевиками предвоенной постройки. Современные корабли в замену им спешно разрабатывались, но развернуть их производство было проблематично из-за того, что главные судостроительные центры на Черном и Балтийском морях сильно пострадали в ходе войны.
Американские «охотники» в СССР
Дефицит закрыли благодаря, в том числе, американской помощи. Прямо перед войной в Америке разработали весьма удачный, по отзывам советских моряков того времени, большой охотник SC-110 (Submarine Chaser in 110 foot). В СССР ему дали название БО-1 («Большой охотник, тип 1»), а в просторечье – «бобик».
При длине 34,2 м и водоизмещении 86,8 т, этот деревянный малыш имел неплохую мореходность – до 8 баллов, – развивал скорость 17 узлов и нес грозное вооружение: 40-миллиметровую автоматическую пушку «Бофорс» и три 20-миллиметровых «Эрликона». Для борьбы с подводными лодками у него было две реактивные пусковые установки, два бомбомета и 10 глубинных бомб. Плюс к этому, роскошный для тех лет набор средств обнаружения – РЛС, которую советские моряки, впервые опробовавшие ее, назвали «рэйдаром», радиопеленгатор и сонар-«скорпион».
Подзадержались в Шотландии
В 1944 году очередная группа охотников благополучно пересекла Атлантику, несмотря на их малые размеры. Корабли уже были укомплектованы советскими экипажами и несли флаги ВМФ СССР.
В Англии им пришлось задержаться, отчасти из-за перипетий дипломатии, отчасти из-за сложности обстановки в Северном море. Дальнейший путь до Мурманска был самым опасным участком: охотники сами могли стать жертвой немецких подводных лодок и авиации.
Какой бы ни была истинная причина, британское адмиралтейство настояло, чтобы группа из пяти БО-1 под командой капитан-лейтенанта Агафонова встало на зимнюю стоянку во внутренних водах Шотландии ради безопасности. Перейти туда им предписывалось по Каледонскому каналу – 100-километровому сооружению, соединяющему цепь шотландских озер в единый судоходный путь.
Несси не видели, зато добыли секретную карту
От озера у советских моряков остались двойственные впечатления. Встретить плезиозавра им не довелось. Хотя всего за день до прохода группы Агафонова через озеро местный житель, некий Фэррел, утверждал, что видел Несси в бинокль.
Зато им удалось пополнить запасы пресной воды – по их воспоминаниям, вода в озере и канале была «хорошая», хотя и очень мутная из-за высокого содержания торфа. Капризная британская погода показала себя во всей красе: за время перехода она сменилась трижды, от относительно теплой и тихой до сильного ветра с мокрым снегом.
Моряки увезли с собой более ценную находку, чем воспоминания о чудовище. Шедший предпоследним катер развил высокую скорость, и случилось небольшое ЧП: как записано в судовом журнале, с мостика «снесло за борт ветром» секретную карту канала, которую наши моряки должны были сдать англичанам по окончании перехода. На самом деле, карта покоилась в рундуке командира, пишет К. Стрельбицкий, председатель Московского клуба истории флота («Советские моряки и озеро Лох-Несс». – «Морской сборник», 2009 г., №2). Англичане скандалить не стали – снесло, что ж поделаешь, характер у озера нелегкий...