Разбился 81-летний биплан, вызывающий ностальгию у тысяч пилотов
Самолет с бортовым номером N53466 упал в лесу и сильно разрушился. Его пилот и владелец, 72-летний Кристофер Полсон, был травмирован, но остался в живых. Пассажир, 45-летний Джед Пол Келли, погиб при падении – в бипланах той поры было принято пассажира возить в передней кабине, где риск выше.
Точная причина аварии пока неизвестна. Падения небольших самолетов – не редкость, однако наше внимание привлек тот факт, что речь идет о Boeing Stearman, машине примечательной и некогда славившейся своей безопасностью, прочностью и надежностью.
Boeing Stearman, американский брат По-2
В конце 1920-х небольшая авиастроительная фирма Stearman разработала биплан специально для тренировки военных пилотов. Затем фирму купил Boeing, а с ней права и всю документацию на производство тренировочного самолета. Boeing Stearman стал главным учебным самолетом для ВВС США, а по их примеру и для летных школ других стран.
Золотой век этого самолета пришелся на годы Второй мировой войны, когда военный заказ вырос на порядок: с 1940 по 1944 годы Boeing штамповал по 2000 экземпляров каждый год для обучения заново набираемых пилотов. Их использовали не только в авиашколах, но и в качестве санитарных, курьеeрских и для множества других целей. Разбившийся экземпляр сделан в 1943 году – очевидно, он из их числа.
Ближе к концу войны военные начали списывать огромный флот бипланов, но не разбирать, а продавать с аукциона. Их охотно покупали фермеры и воздушные акробаты. Благодаря этому немало Stearman’ов дожили до наших дней.
В целом, роль американского биплана близка к той, которую в СССР играл очень похожий советский биплан По-2. Кстати, Techinsider однажды сравнил эти два самолета и нашел много интересного.
Раритетные самолеты разбиваются довольно часто
С одной стороны, это здорово, что в мире есть множество энтузиастов, которые не только хранят старинные самолеты, но и поддерживают их в летабельном состоянии. Благодаря им мы можем увидеть эти самолеты в небе.
С другой, эти машины неизбежно падают время от времени, из-за чего их число медленно сокращается. Легкие одномоторные самолеты вообще считаются самым аварийным типом летательных аппаратов – куда более опасным, чем вертолеты, при сравнимых размерах и характеристиках (Techinsider ранее объяснял, как получилось, что вертолеты стали безопаснее малых самолетов).
Что уж говорить про старинные машины. Только в мае этого года истребитель Spitfire разбился в Великобритании во время очередного фестиваля в Великобритании.
Затем в июне в штате Джорджия при посадке упал двухмоторный Lockheed 12A 1936 года постройки – пилот зацепил дерево. Все три человека на борту получили травмы, но остались живы.
Еще печальнее инцидент в Далласе, случившийся в 2022-м году. На показательных выступлениях истребитель P-63 Kingcobra врезался в четырехмоторный дальний бомбардировщик B-17 Flying Fortress и все шесть членов их экипажей погибли.
Не столь старые машины тоже порой теряются. Недавно мы рассказывали о крушении советского реактивного истребителя третьего поколения МиГ-23 в Штатах. Самолет из частной коллекции участвовал в региональном авиашоу и у него в полете заглох двигатель.
А вы как считаете, есть ли выход из этой дилеммы? Летать или не летать раритетам?