Разбился 81-летний биплан, вызывающий ностальгию у тысяч пилотов

Название Boeing Stearman вряд ли много скажет вам, но оно много значило для летчиков стран антигитлеровской коалиции. За океаном он играл ту же роль, что в Советском Союзе легендарный биплан По-2.
Разбился 81-летний биплан, вызывающий ностальгию у тысяч пилотов
Gary Maisack — Flickr
В прошедшую субботу в штате Вашингтон разбился старинный биплан Boeing Stearman.

Самолет с бортовым номером N53466 упал в лесу и сильно разрушился. Его пилот и владелец, 72-летний Кристофер Полсон, был травмирован, но остался в живых. Пассажир, 45-летний Джед Пол Келли, погиб при падении – в бипланах той поры было принято пассажира возить в передней кабине, где риск выше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Точная причина аварии пока неизвестна. Падения небольших самолетов – не редкость, однако наше внимание привлек тот факт, что речь идет о Boeing Stearman, машине примечательной и некогда славившейся своей безопасностью, прочностью и надежностью.

Boeing Sterman N53466 самолет биплан
Boeing Sterman N53466
Nick Dean - Flickr

Boeing Stearman, американский брат По-2

В конце 1920-х небольшая авиастроительная фирма Stearman разработала биплан специально для тренировки военных пилотов. Затем фирму купил Boeing, а с ней права и всю документацию на производство тренировочного самолета. Boeing Stearman стал главным учебным самолетом для ВВС США, а по их примеру и для летных школ других стран.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
биплан Stearman (PT-17 Kaydet)
По военной системе обозначений, Stearman получил название PT-17 Kaydet.
US Navy

Золотой век этого самолета пришелся на годы Второй мировой войны, когда военный заказ вырос на порядок: с 1940 по 1944 годы Boeing штамповал по 2000 экземпляров каждый год для обучения заново набираемых пилотов. Их использовали не только в авиашколах, но и в качестве санитарных, курьеeрских и для множества других целей. Разбившийся экземпляр сделан в 1943 году – очевидно, он из их числа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
разбился биплан
Scamamia County's Sheriff

Ближе к концу войны военные начали списывать огромный флот бипланов, но не разбирать, а продавать с аукциона. Их охотно покупали фермеры и воздушные акробаты. Благодаря этому немало Stearman’ов дожили до наших дней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
самолет биплан
Arpingstone - Wikipedia

Раритетные самолеты разбиваются довольно часто

С одной стороны, это здорово, что в мире есть множество энтузиастов, которые не только хранят старинные самолеты, но и поддерживают их в летабельном состоянии. Благодаря им мы можем увидеть эти самолеты в небе.

С другой, эти машины неизбежно падают время от времени, из-за чего их число медленно сокращается. Легкие одномоторные самолеты вообще считаются самым аварийным типом летательных аппаратов – куда более опасным, чем вертолеты, при сравнимых размерах и характеристиках (Techinsider ранее объяснял, как получилось, что вертолеты стали безопаснее малых самолетов).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что уж говорить про старинные машины. Только в мае этого года истребитель Spitfire разбился в Великобритании во время очередного фестиваля в Великобритании.

Затем в июне в штате Джорджия при посадке упал двухмоторный Lockheed 12A 1936 года постройки – пилот зацепил дерево. Все три человека на борту получили травмы, но остались живы.

Еще печальнее инцидент в Далласе, случившийся в 2022-м году. На показательных выступлениях истребитель P-63 Kingcobra врезался в четырехмоторный дальний бомбардировщик B-17 Flying Fortress и все шесть членов их экипажей погибли.

столкнулись p-63 и B-17 в воздухе
WFLA

А вы как считаете, есть ли выход из этой дилеммы? Летать или не летать раритетам?