Особенности конструкции: зачем на российских подводных лодках окна и почему они не трескаются на большой глубине

Все мы знаем про прямое назначение окон: естественное освещение помещения, вентиляция, эстетика, в конце концов. Но ни одну из этих функций они не выполняют на дне морей или океанов, куда не проникает ни один лучик Солнца. Тогда зачем их все равно устанавливают на рубке субмарины? Причем только российских...
Особенности конструкции: зачем на российских подводных лодках окна и почему они не трескаются на большой глубине
media.moddb.com
Иллюминаторы нужны уж точно не для того, чтобы экипаж рассматривал морских обитателей во время своего подводного путешествия!

Подводная лодка — это технически сложное сооружение, которое позволяет людям погружаться на большие глубины и изучать морское дно в течение длительного времени. Да, большую часть экспедиции подлодка проводит под водой, и естественно, там окна ей не нужны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Функция окон на рубке подлодок

Управление подводной лодкой ведется через рубку. Это закрытое помещение, расположенное в надстройке субмарины, которое содержит все необходимые системы управления и контроля. Прежде чем погрузиться на глубину, судну необходимо преодолеть достаточно большой маршрут от порта до точки погружения. В открытом море погода очень переменчива, и чтобы командир напару с рулевым не замерз, не промок или не обгорел, было решено установить рубку с несколькими иллюминаторами для обеспечения лучшего обзора.

Подводная лодка
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причина ставить в рубку окна веская, но не единственная. Была еще и субъективная. Во время очень продолжительной экспедиции команде просто необходимо периодически подниматься на поверхность воды и дышать свежим воздухом, чтобы не допустить возникновение головных болей и головокружения из-за избытка углекислого газа, а также нормализовать кровяное давление. Для кого-то это также было отличной возможностью утолить свою тягу к сигаретам — и для этого достаточно было открутить несколько вентилей, чтобы открыть «форточку».

С годами подлодки модернизировались, многое в ней поменялось, и советские конструкторы многократно предлагали морякам полностью убрать рубку, чтобы обеспечить более обтекаемую форму судну для набора высоких скоростей. Однако те наотрез отказывались.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему стекло не лопается?

Окна в подводных лодках действительно расположены в затапливаемых отсеках, которые заполняются водой при погружении. Вода снаружи и изнутри окна создает равное давление, что предотвращает разрушение стекла. Однако стоит отметить, что окна в подводных лодках изготавливаются из специальных материалов, таких как акрил или поликарбонат, которые обладают высокой прочностью и устойчивостью к давлению воды. Кроме того, окна имеют особую конструкцию, которая также способствует равномерному распределению давления.

Окна подводной лодки
jerz.setonhill.edu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отличие российских подлодок от зарубежных

Подводные лодки, находящиеся в составе американского флота, нередко вовсе лишены рубки и мостика, но это за редким исключением. Для управления кораблем в надводном положении некоторым членам экипажа необходимо подняться наверх и держаться за поручни, а также направлять паруса для лучшего маневрирования. Почему же о них конструкторы не позаботились? Да потому что в силу своего удобного местоположения им не нужно подолгу плыть от порта до точки погружения.