Особенности конструкции: зачем на российских подводных лодках окна и почему они не трескаются на большой глубине
Подводная лодка — это технически сложное сооружение, которое позволяет людям погружаться на большие глубины и изучать морское дно в течение длительного времени. Да, большую часть экспедиции подлодка проводит под водой, и естественно, там окна ей не нужны.
Функция окон на рубке подлодок
Управление подводной лодкой ведется через рубку. Это закрытое помещение, расположенное в надстройке субмарины, которое содержит все необходимые системы управления и контроля. Прежде чем погрузиться на глубину, судну необходимо преодолеть достаточно большой маршрут от порта до точки погружения. В открытом море погода очень переменчива, и чтобы командир напару с рулевым не замерз, не промок или не обгорел, было решено установить рубку с несколькими иллюминаторами для обеспечения лучшего обзора.
Причина ставить в рубку окна веская, но не единственная. Была еще и субъективная. Во время очень продолжительной экспедиции команде просто необходимо периодически подниматься на поверхность воды и дышать свежим воздухом, чтобы не допустить возникновение головных болей и головокружения из-за избытка углекислого газа, а также нормализовать кровяное давление. Для кого-то это также было отличной возможностью утолить свою тягу к сигаретам — и для этого достаточно было открутить несколько вентилей, чтобы открыть «форточку».
С годами подлодки модернизировались, многое в ней поменялось, и советские конструкторы многократно предлагали морякам полностью убрать рубку, чтобы обеспечить более обтекаемую форму судну для набора высоких скоростей. Однако те наотрез отказывались.
Почему стекло не лопается?
Окна в подводных лодках действительно расположены в затапливаемых отсеках, которые заполняются водой при погружении. Вода снаружи и изнутри окна создает равное давление, что предотвращает разрушение стекла. Однако стоит отметить, что окна в подводных лодках изготавливаются из специальных материалов, таких как акрил или поликарбонат, которые обладают высокой прочностью и устойчивостью к давлению воды. Кроме того, окна имеют особую конструкцию, которая также способствует равномерному распределению давления.
Отличие российских подлодок от зарубежных
Подводные лодки, находящиеся в составе американского флота, нередко вовсе лишены рубки и мостика, но это за редким исключением. Для управления кораблем в надводном положении некоторым членам экипажа необходимо подняться наверх и держаться за поручни, а также направлять паруса для лучшего маневрирования. Почему же о них конструкторы не позаботились? Да потому что в силу своего удобного местоположения им не нужно подолгу плыть от порта до точки погружения.