Cамое невезучее название среди русских кораблей: 6 гибелей «Нахимова»
Возможно, причина в том, что жизнь самого Нахимова была яркой, но короткой и трагической. Фортуна годами благоприятствовала потомственному моряку. Он получил назначение на фрегат «Крейсер», отправлявшийся в кругосветное плавание под командованием Михаила Лазарева.
Карьера опытного офицера быстро шла вверх. Он был героем Наваринского сражения, в 34 года стал капитаном линейного корабля, а в начале Крымской войны под его руководством русская эскадра блестяще разгромила турецкую под Синопом.
Однако в 1855 году, руководя обороной Севастополя, он был смертельно ранен в голову и скончался в возрасте 53 лет.
«Нахимов» и «Адмирал Нахимов»: начинается мистика
Еще в 19 веке по морям плавали два парохода, носивших прославленное имя.
О первом из них, грузовом пароходе «Нахимов», известно очень мало. Знаем лишь, что в 1897 году он попал в шторм в Черном море и затонул.
Другое дело броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Первый российский броненосный крейсер с башенной артиллерией в конце 1880-х был одним из самых мощных и быстроходных кораблей своего класса в мире.
Даже ко времени Цусимского сражения 18-летний крейсер оставался на неплохом уровне. Получив около 20 попаданий снарядов и торпедированный японским миноносцем, он выжил и остался на плаву, хотя и в плачевном состоянии. На следующее утро после битвы экипаж затопил корабль, чтобы он не достался противнику.
«Червона Украина»: смена имени не спасает
Подвиг предыдущего экипажа придал новый блеск благородному имени. Неудивительно, что уже в 1913 году был спущен на воду следующий «Адмирал Нахимов», на этот раз легкий крейсер. Из-за неурядиц Первой мировой войны и Гражданской революции достроен он был только в 1922-м, пережив краткосрочный захват французскими интервентами.
После этого большевики переименовали крейсер в «Червона Украина» и под этим именем он счастливо проплавал до 1941 года. Успел поучаствовать в эвакуации Одессы и обороне Севастополя, но затем погиб во время одного из авианалетов, став единственным крейсером, потерянным СССР за годы Великой Отечественной войны.
«Русский Титаник»
Последним погибшим «Нахимовым» стал пароход немецкой постройки, изначально носивший название Berlin III. Он достался Советскому Союзу в 1949 году по репарациям от Германии и был переименован, как вы понимаете.
Много лет судно мирно совершало круизные рейсы по Черному морю, пока августовской ночью 1986 года его не протаранил сухогруз «Петр Васёв». Эта катастрофа стала самой тяжелой среди всех «Нахимовых» – погибло 423 человека. За это пароход прозвали «русским Титаником». Даже на одноименно крейсере в Цусимском сражении жертв было на порядок меньше.
Проклятие теряет силу, но продолжает действовать
В 1951 году советский ВМФ пополнился легким крейсером под тем же названием. Был ли он везучим, сложно сказать. С одной стороны, он проплавал без происшествий до списания. С другой, век его оказался на редкость коротким: в 1960 году он попал под нож смены оборонной доктрины, когда руководство флота потеряло интерес к артиллерийским крейсерам. Крейсер превратили в плавучую мишень для испытаний противокорабельных ракет и расстреляли.
Похожая судьба ожидала следующий «Адмирал Нахимов» – большой противолодочный корабль, служивший с 1971 по 1991 год. Служба его была в целом успешной, он даже успел поучаствовать в эвакуации советских граждан с Кипра во время турецкого вторжения в 1974 году.
В конце срока службы БПЛК был списан и продан в Индию для разделки на металл. Но к последнему пристанищу не дошел, а сел на мель по пути и там же затонул. Обошлось без жертв, что уже хорошо.
На этом история «Адмиралов Нахимовых» не закончилась. Сейчас это имя носит тяжелый ракетный атомный крейсер, один из самых мощных кораблей российского флота. Учитывая, что на этот раз речь идет о корабле с атомной силовой установкой и ядерным вооружением, хочется надеяться, что хотя бы на этот раз злополучная тенденция даст сбой.