Два «кукурузника»: у нашего родного биплана По-2 нашелся американский брат-близнец

Знаменитый кукурузник и ночной бомбардировщик У-2, он же По-2, вам наверняка знаком. С удивлением я обнаружил, что в США примерно в те же годы существовал очень похожий самолет, игравший схожую роль в жизни американских пилотов.
Два «кукурузника»: у нашего родного биплана По-2 нашелся американский брат-близнец
Alan Wilson — Wikipedia
Содержание статьи
Десятки тысяч военных летчиков с ностальгией помнили его как «мой первый Боинг».

Простите, «Боинг»? Согласитесь, маленький биплан совершенно не ассоциируется с этим именем, которое мы привыкли связывать с огромными авиалайнерами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолет разработала небольшая авиастроительная фирма Stearman, которую корпорация Boeing приобрела в 1934 году, а с ней заполучила и новую модель биплана. Называли его по-разному: просто Stearman Model 75, Boeing-Stearman, а для канадских пилотов он был Kaydet.

Летающая школа

Спрашивается, зачем Boeing эта малявка? Все просто – машина пахла армейскими контрактами. Тихоходный биплан изначально разрабатывался как учебно-тренировочный самолет для обучения военных пилотов. Бипланы строили десятками под нужды ВВС и ВМФ США. Следом за американцами, их начали закупать летные школы других стран Нового света, от Мексики до Аргентины, что говорит об удачности его конструкции.

биплан pt-17
U.S. Navy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Настоящий золотой дождь хлынул на авиаконцерн, когда началась Вторая мировая война. Ежегодно компания выпускала около тысячи машин для наземной и столько же для морской авиации. Уже к 1944 году суммарный тираж перевалил за 10000 единиц.

Небесный фермер и акробат

Еще до того, как война подошла к концу, военные перестали закупать Kaydet. Началась масштабная демобилизация, и новых пилотов перестали набирать в школы. В то время тысячи бывших учебных бипланов ушли с молотка.

Покупали их, в первую очередь, американские фермеры. Самолет отлично подходил для полевых работ – посева семян с воздуха, обработки полей удобрениями и пестицидами. Цистерну с жидкостью ставили обычно в передний кокпит. Кстати, и советский По-2 в те годы часто использовался так же и за это получил прозвище «кукурузник».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В те годы в США было столько подержанных Stearman/Kaydet, что они стали совсем недорогими. Их покупали воздушные акробаты, путешествовавшие по воздуху от одного городка к другому, выступая на местных ярмарках и катая пассажиров за небольшую плату. Эти самолеты сыграли важную роль в том, что сейчас в Штатах широко развита культура малой авиации, есть много небольших аэродромов и специалистов, способных обслуживать любительские самолеты.

биплан самолет девушка
U.S. Navy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По-2 против Boeing-Stearman

Интересно сравнить два самолета. С точки зрения конструкции, они очень похожи – бипланы с обилием расчалок между крыльями, с двумя открытыми кокпитами и неубираемым шасси. У них одинаковые деревянные двухлопастные винты и звездообразный двигатель воздушного охлаждения, установленный открыто, без какого-либо обтекателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
самолет по-2 биплан звезды
По-2 послевоенной польской постройки.
Алан Уилсон - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американец несколько меньше по размаху крыльев и длине фюзеляжа, при этом заметно тяжелее – его пустой вес 876 кг, а По-2 весит на 240 кг меньше. Причина в том, что Stearman создавался под выполнение фигур высшего пилотажа с перегрузкой до 12g, поэтому в него заложили большой запас прочности.

При меньших размерах, 7-цилиндровый двигатель американской машины значительно мощнее, от 200 до 300 л. с. в разных модификациях. Конструктору По-2 Поликарпову столь же мощный движок моторостроители СССР в те годы не могли предложить. Самолет пришлось оснастить 5-цилиндровым мотором мощностью всего 115 л. с. О высшем пилотаже при такой мощности и думать было нечего.

радиальный двигатель по-2
Andrej-airliner - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но это не помешало По-2 прожить куда более драматичную жизнь, чем у Boeing-Stearman. Он выпускался с 1927 по 1953 годы и его тираж оказался в 3 раза больше. Служили По-2 не только в летных школах и колхозах, но также работали самолетами связи, разведчиками, ночными бомбардировщиками и во множестве других ролей. Если хотите узнать об этом больше, кликайте на ссылки ниже.

зеленый биплан по-2
Александр Маркин - Wikipedia