Два «кукурузника»: у нашего родного биплана По-2 нашелся американский брат-близнец
Простите, «Боинг»? Согласитесь, маленький биплан совершенно не ассоциируется с этим именем, которое мы привыкли связывать с огромными авиалайнерами.
Самолет разработала небольшая авиастроительная фирма Stearman, которую корпорация Boeing приобрела в 1934 году, а с ней заполучила и новую модель биплана. Называли его по-разному: просто Stearman Model 75, Boeing-Stearman, а для канадских пилотов он был Kaydet.
Летающая школа
Спрашивается, зачем Boeing эта малявка? Все просто – машина пахла армейскими контрактами. Тихоходный биплан изначально разрабатывался как учебно-тренировочный самолет для обучения военных пилотов. Бипланы строили десятками под нужды ВВС и ВМФ США. Следом за американцами, их начали закупать летные школы других стран Нового света, от Мексики до Аргентины, что говорит об удачности его конструкции.
Настоящий золотой дождь хлынул на авиаконцерн, когда началась Вторая мировая война. Ежегодно компания выпускала около тысячи машин для наземной и столько же для морской авиации. Уже к 1944 году суммарный тираж перевалил за 10000 единиц.
Небесный фермер и акробат
Еще до того, как война подошла к концу, военные перестали закупать Kaydet. Началась масштабная демобилизация, и новых пилотов перестали набирать в школы. В то время тысячи бывших учебных бипланов ушли с молотка.
Покупали их, в первую очередь, американские фермеры. Самолет отлично подходил для полевых работ – посева семян с воздуха, обработки полей удобрениями и пестицидами. Цистерну с жидкостью ставили обычно в передний кокпит. Кстати, и советский По-2 в те годы часто использовался так же и за это получил прозвище «кукурузник».
В те годы в США было столько подержанных Stearman/Kaydet, что они стали совсем недорогими. Их покупали воздушные акробаты, путешествовавшие по воздуху от одного городка к другому, выступая на местных ярмарках и катая пассажиров за небольшую плату. Эти самолеты сыграли важную роль в том, что сейчас в Штатах широко развита культура малой авиации, есть много небольших аэродромов и специалистов, способных обслуживать любительские самолеты.
По-2 против Boeing-Stearman
Интересно сравнить два самолета. С точки зрения конструкции, они очень похожи – бипланы с обилием расчалок между крыльями, с двумя открытыми кокпитами и неубираемым шасси. У них одинаковые деревянные двухлопастные винты и звездообразный двигатель воздушного охлаждения, установленный открыто, без какого-либо обтекателя.
Американец несколько меньше по размаху крыльев и длине фюзеляжа, при этом заметно тяжелее – его пустой вес 876 кг, а По-2 весит на 240 кг меньше. Причина в том, что Stearman создавался под выполнение фигур высшего пилотажа с перегрузкой до 12g, поэтому в него заложили большой запас прочности.
При меньших размерах, 7-цилиндровый двигатель американской машины значительно мощнее, от 200 до 300 л. с. в разных модификациях. Конструктору По-2 Поликарпову столь же мощный движок моторостроители СССР в те годы не могли предложить. Самолет пришлось оснастить 5-цилиндровым мотором мощностью всего 115 л. с. О высшем пилотаже при такой мощности и думать было нечего.
Но это не помешало По-2 прожить куда более драматичную жизнь, чем у Boeing-Stearman. Он выпускался с 1927 по 1953 годы и его тираж оказался в 3 раза больше. Служили По-2 не только в летных школах и колхозах, но также работали самолетами связи, разведчиками, ночными бомбардировщиками и во множестве других ролей. Если хотите узнать об этом больше, кликайте на ссылки ниже.