Миссия невыполнима: что мешает создать гиперзвуковой самолет-разведчик, наследник Blackbird

В этом году знаменитому SR-71 Blackbird исполнится 60 лет. Когда этот уникум списали на пенсию, американские ВВС не стали создавать второе поколение. Позже они вернулись к этой идее, желая получить машину, которая превзойдет предыдущую на голову. Наблюдая за их усилиями, независимые эксперты скептически поджимают губы.
Миссия невыполнима: что мешает создать гиперзвуковой самолет-разведчик, наследник Blackbird
Sandboxx
Согласно планам Lockheed Martin, первый полет нового гиперзвукового самолета-разведчика SR-72 Darkstar должен состояться уже в 2025 году.

Не хочу записываться в ряды пессимистов. За время работы техническим журналистом я видел немало историй рождения новой техники, которые иначе как чудесами назвать сложно. Скорее, у меня вызвали интерес технологические барьеры, стоящие перед созданием этого интереснейшего самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пентагон хочет получить разведчик со скоростью от 5,2 до 6.0 Маха, по разным источникам (примерно 6400-7400 км/ч), невидимый для радаров и других средств обнаружения, пишет Кристиан Орр, авиационный эксперт и автор портала Simple Flying.

Для сравнения, SR-71 Blackbird развивал «жалкие» 3500-4300 км/ч. На сегодня он остается самым быстрым самолетом с реактивным двигателем, питаемым забортным воздухом. Даже для достижения такой скорости потребовалось пойти на нестандартные решения, не применявшиеся в других самолетах.

SR-71 Blackbird фото
SR-71 Blackbird стоял на вооружении США с 1966 по 1999 гг.
Judson Brohmer - USAF
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А новый скоростной порог, который должен взять Darkstar, создает дополнительные сложности, из которых главное...

Температура

Обшивка самолета на такой скорости будет разогреваться свыше 250°C. Внутренняя поверхность остекления кабины пилотов, по оценкам независимых инженеров, может достигать 120°. Но кабину еще можно охладить, так что пилоты, скорее всего, вернутся на базу неподжаренными... ну разве что в случае катапультирования на полном ходу.

SR-71/72 гиперзвуковые разведчики
Warrior Maven
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако термодинамическая проблема сводит к нулю шансы на обретение невидимости. Современные радиопоглощающие материалы плавятся при более низких температурах. Кроме того, раскаленный самолет будет отличной мишенью для инфракрасных приборов обнаружения. Даже если эти проблемы удастся решить, есть третья: на гиперзвуковой скорости самолет будет создавать такой перепад давления в воздухе, что воздушный след будет виден на экранах обычных радаров.

комплекс ПВО
US Army
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, силовая структура фюзеляжа и крыльев не может быть сделана из традиционного алюминиевого сплава, поскольку при такой температуре он теряет прочностные характеристики. По-видимому, для SR-72 Darkstar придется разработать композитную структуру из полимеров, керамики и металла.

Двигатель

У обычного турбореактивного двигателя есть ограничение по скорости, связанное с аэродинамикой вентилятора. Уже для Blackbird и других гиперзвуковых проектов ВВС США производителю моторов Pratt&Whitney пришлось создавать особый двигатель J58, получивший название турбопрямоточного. По сути, это гибрид турбореактивного и прямоточного двигателей. Конусы регулируемой геометрии в воздухозаборниках такого двигателя замедляют поток воздуха в камере сгорания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Pratt & Whitney J58 engine
J58 на форсаже.
NASA

Понятно, что для Darkstar потребуется еще более адаптивный мультирежимный двигатель-гибрид, способный работать как на дозвуковых скоростях для взлета и посадки, так и на крейсерской скорости свыше 5 Махов.

SR-72 Darkstar рисунок
DeviantArt
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, Darkstar не взлетит вовсе. Возможно, взлетит, но позже, чем обещано. Возможно, сложности удастся решить, но военные откажутся запускать его в серию, учитывая многочисленные компромиссы. Возможно и то, что мы увидим наследника Blackbird.

Я не любитель оружия, но меня привлекает инженерный челлендж, стоящий перед его разработчиками. Многие решения, служащие человечеству сейчас, начинались как военные технологии, от пенициллина до космических спутников. Даже если SR-72 Darkstar пополнит список экспериментальных проектов, закончившихся неудачей, кто знает, возможно, найденные конструкторами решения помогут исполнить мечту человечества о суборбитальных полетах?