Не только Ил и Boeing: 5 военно-транспортных самолетов из разных стран, которые мало кто знает

Мы как-то привыкли больше всего говорить о транспортниках из России, США и Европы – правильно, ведь «Ильюшины», «Боинги», «Локхиды» и «Аэробусы» мелькают в кадрах новостей из разных концов планеты, где обстановка накаляется. Выйдя за рамки топ-5 самых популярных военно-транспортных самолетов мира, Techinsider нашел больше интересных машин этого класса.
Не только Ил и Boeing: 5 военно-транспортных самолетов из разных стран, которые мало кто знает
Wikipedia
Содержание статьи

В рейтинги военно-транспортных самолетов неизменно включают одну и ту же группу самолетов. Вы обязательно найдете в списке Boeing C-17 Globemaster III, Lockheed Martin C-130J Super Hercules, Lockheed Martin C-5 Galaxy и Airbus A400M Atlas. Авторы рейтингов обязательно упомянут также отечественный Ил-76 или украинский Ан-124 «Руслан».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полный список современных транспортников будет пошире. Вот пять менее известных, но не менее интересных моделей из разных стран.

Kawasaki C-2

Kawasaki C-2 image
Kawasaki C-2
Hunini - Wikipedia

Япония сама снабжает свои силы самообороны грузовыми самолетами. Ранее эту роль выполнял Kawasaki C-1, а с 2017 г. их заменяют на более современный C-2. Новый самолет в разы превосходит предшественника: по грузоподъемности в 4 раза (26 т), а по дальности – в 6 раз. Его грузовой отсек достаточно велик, чтобы вместить одну зенитную ракетную установку Patriot или вертолет Mistubishi H-60.

C-2 исключительно нетребователен к длине ВПП – всего 500 метров.

В 2021 г. один Kawasaki участвовал в эвакуации иностранцев из Кабула в 2021 г., когда Афганистан захватили боевики движения «Талибан» (признано террористической организацией и запрещено в России с 2003 г.).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Embraer C-390 Millennium

Embraer C-390 Millennium image
Embraer C-390 Millennium
Matti Blume - Wikipedia

Транспортник из Бразилии внешне очень похож на японский C-2, и разработан он примерно в те же годы – поставки начались в 2018 г. Однако бразильцы ориентировались не на него, а на Lockheed Martin C-130 Hercules, поставив задачей создать самолет с той же вместимостью и грузоподъемностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В иностранных источниках отмечается, что им получилось превзойти C-130 по большинству параметров – скорость, дальность, удобство обработки грузов, нетребовательность к аэродромам. Его грузовой отсек получился более просторным, особенно по высоте. Благодаря технологии fly-by-wire экипаж меньше утомляется в полете.

Пока преимущество есть только на уровне спецификаций. C-390 еще слишком молодой самолет, чтобы оценить его практичность, надежность и соответствие заявленным возможностям.

Xi'an Y-20

Xi'an Y-20 image
Xi'an Y-20
Alert5 - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Y-20 сразу напомнит вам отечественный Ил-76 – то же Т-образное оперение, те же четыре турбины. Грузоподъемность и дальность полета тоже очень похожие – 66 тонн и 7 800 км.

Однако сходство обманчиво. Китайский транспортник тоже довольно молод, его производство началось в 2013 г. В его конструкции много применяли композитные материалы, причем часть деталей сделаны методами 3D-печати.

Более того, Y-20 стал одним из первых самолетов мира, наряду с Airbus A380 и Boeing 787, при разработке которых применялась технология цифрового определения продукта (MBD).

Alenia C-27J Spartan

Alenia C-27J Spartan image
Alenia C-27J Spartan
Dmitry A. Mottl - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С американским C-130J Super Hercules итальянскую машину объединяют одинаковые двигатели, но у машины Lockheed Martin четыре двигателя, а у Alenia их только два. Благодаря компактности и экономичности, итальянские самолеты понравились спецслужбам и вооруженным силам многих стран, от береговой охраны США до Кении и Замбии.

C-27J является развитием более раннего G.222 с более современными двигателями и полностью цифровой системой управления. Его производство началось в 2008 г.

Shaanxi Y-8

Shaanxi Y-8 image
Shaanxi Y-8
M Radzi Desa - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все предыдущие самолеты разработаны уже в 21 веке. В отличие от них, Y-8 – это небесный долгожитель. В 1960-х СССР продал КНР несколько транспортных самолетов Ан-12 вместе с лицензией на их производство, но позже из-за ухудшения отношений отказался оказывать техническую поддержку братьям-коммунистам. Тогда китайцы провели обратный инжиниринг и сумели полностью локализовать производство.

Китайский самолет не полная копия советского Ана. Например, оригинальная кабина и вся носовая часть заменены на носовую часть китайского бомбардировщика H-6. Он может перевозить до 20 тонн груза или 96 пехотинцев.

Какой самолет вас заинтересовал больше всего?
Kawasaki C-2
Embraer C-390 Millennium
Xi'an Y-20
Alenia C-27J Spartan
Shaanxi Y-8