«Полундра, тонем!» Как русский адмирал нашел способ заделывать пробоины прямо в море
Для заделки таких пробоин на флоте используют пластырь – большой кусок парусины, укрепленный досками и пришитыми по шкаторинам веревками. К четырем углам пластыря привязывают длинные веревки, заводят под днище через нос или корму и подводят к пробоине: часть команды ведет пластырь за веревки с одного борта, часть с другого.
В 19 веке было разработано несколько вариантов конструкции таких заплаток, но у всех у них был один недостаток: они занимали много места при хранении, поэтому их не держали наготове.
Инцидент с «Русалкой» и пластырь Макарова
В 1869 г. броненосная лодка «Русалка» наткнулась на подводный камень и затонула бы, если бы капитан не сумел выбросить ее на мелководье. Лишь тогда водолазы смогли заделать пробоину.
20-летний мичман Степан Макаров, служивший на корабле, задумался, что делать в такой ситуации. Он изучил обстоятельства аварии «Русалки» и нескольких других кораблей и предложил идею пластыря, который можно было бы сворачивать в рулон – тогда заделать пробоину удалось бы куда быстрее.
В следующем году его идея была рассмотрена и одобрена морским ведомством. Пластырь Макарова, названный так в честь изобретателя, спас немало кораблей.
Адмирал-изобретатель
Степан Осипович Макаров позже станет адмиралом и одним из самых уважаемых русских моряков, ученых и изобретателей. И в его научных трудах вопрос непотопляемости кораблей занимал большое место. Кроме прочего, он одним из первых предложил делить корпус корабля водонепроницаемыми переборками и оборудовать мощными помпами для откачки воды.