«Полундра, тонем!» Как русский адмирал нашел способ заделывать пробоины прямо в море

В бою военные корабли часто получают пробоины в подводной части. Небольшую течь можно заделать и изнутри, но как быть, если вода хлещет внутрь с большой силой через серьезную пробоину, полученную при попадании торпеды или крупнокалиберного снаряда?
«Полундра, тонем!» Как русский адмирал нашел способ заделывать пробоины прямо в море
Броненосец «Цесаревич». В общественном достоянии

Для заделки таких пробоин на флоте используют пластырь – большой кусок парусины, укрепленный досками и пришитыми по шкаторинам веревками. К четырем углам пластыря привязывают длинные веревки, заводят под днище через нос или корму и подводят к пробоине: часть команды ведет пластырь за веревки с одного борта, часть с другого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 19 веке было разработано несколько вариантов конструкции таких заплаток, но у всех у них был один недостаток: они занимали много места при хранении, поэтому их не держали наготове.

Броненосец «Цесаревич» русско-японской войны. Повреждения прикрыты брезентом.
Броненосец «Цесаревич» после боя в ходе русско-японской войны. Повреждения прикрыты брезентом.
В общественном достоянии

Инцидент с «Русалкой» и пластырь Макарова

В 1869 г. броненосная лодка «Русалка» наткнулась на подводный камень и затонула бы, если бы капитан не сумел выбросить ее на мелководье. Лишь тогда водолазы смогли заделать пробоину.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

20-летний мичман Степан Макаров, служивший на корабле, задумался, что делать в такой ситуации. Он изучил обстоятельства аварии «Русалки» и нескольких других кораблей и предложил идею пластыря, который можно было бы сворачивать в рулон – тогда заделать пробоину удалось бы куда быстрее.

Пластыри для заделки пробоин: кольчужный, облегченный, шпигованный, Макарова, деревянный.
Пластыри для заделки пробоин: кольчужный (а), облегченный (б), шпигованный (в), Макарова (г), деревянный (д).
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В следующем году его идея была рассмотрена и одобрена морским ведомством. Пластырь Макарова, названный так в честь изобретателя, спас немало кораблей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Адмирал-изобретатель

Степан Осипович Макаров позже станет адмиралом и одним из самых уважаемых русских моряков, ученых и изобретателей. И в его научных трудах вопрос непотопляемости кораблей занимал большое место. Кроме прочего, он одним из первых предложил делить корпус корабля водонепроницаемыми переборками и оборудовать мощными помпами для откачки воды.