Трудяга «Антей» уходит на пенсию: чем был интересен самый большой турбовинтовой самолет мира
Такое заявление сделал командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов в эфире «Соловьев.Live». «В этом году, к сожалению, мы прекращаем эксплуатацию [Ан-22]», – сказал он.
Он добавил также, что за все время было выпущено 67 самолетов этого типа, часть из них осталась на Украине, где и были сделаны, а России при распаде СССР отошло порядка 60 бортов.
Согласно подсчетам энтузиастов, 5 единиц из них до последнего времени оставались в резерве, еще 4 продолжали летать. 9 экземпляров, увы, потеряны в авиакатастрофах и происшествиях за почти 60-летнюю историю сверхтяжелого транспортника.
Ан-22 относится к самолетам-долгожителям
Однако срок его жизни мог быть куда больше. Вспомним, что бомбардировщики Ту-95 продолжают эксплуатироваться и по сей день, хотя разработаны и построены еще в 1950-х. Американские бомбардировщики B-52 Stratofortress примерно того же периода тоже до сих пор в строю, причем армия США рассчитывает поддерживать их как минимум до 2050 г.
Возможная причина, почему ВТА решили все же отказаться от самолетов – сложность их поддержания работоспособности самолетов в условиях разрыва отношений с украинской фирмой «Антонов», наследницей авиационного завода им. Олега Антонова и КБ имени советского авиаконструктора, создавшего самолет.
Можно ли сбросить с воздуха... танк
В конце 1950-х у советских военных уже был надежный и универсальный Ан-12. Однако они хотели большего. Ан-12 мог перевезти груз весом до 16 т, а Минобороны СССР хотело получить транспортник, который мог бы взять на борт средний танк Т-54 с экипажем и всем сопутствующим снаряжением.
По мере разработки техзадания аппетиты генералов росли. Они решили, что неплохо бы доставлять межконтинентальные баллистические ракеты по воздуху. Потом включили в список всю военную и инженерную технику, перевозимую по железной дороге. А чтобы задача не казалась конструкторам слишком легкой, добавили требование воздушного десантирования моногрузов массой до 20 т.
Что значит сбросить с воздуха 20 тонн разом? Груз перетаскивают к задней части фюзеляжа, отчего хвост самолета тяжелеет. Затем он отделяется от самолета и камнем летит вниз, а хвост в это время подбрасывает в воздух.
Бобровый хвост, «толстый» фюзеляж и два киля
Ан-22 стал первым в мире широкофюзеляжником. «Созданием самолета, – писал позже его создатель, авиаконструктор Олег Антонов, – был преодолен психологический барьер, связанный с боязнью очень "толстого" фюзеляжа... Возникло новое поколение крупных самолетов, получивших наименование "широкофюзеляжных"".
«Антей» оставил и другое наследие. В свое время он стал самым большим турбовинтовым самолетом мира. Четыре двигателя мощностью по 15 000 л. с. вращали сдвоенные соосные винты безумного диаметра 6,2 м. По его примеру военно-транспортные самолеты всего мира оснащаются турбовинтовыми двигателями, включая C-17 Globemaster, Airbus A400M, C-130 Super Hercules и многие другие.
А вот необычный хвост, получивший название «бобрового» – это уникальная фишка «Антея». Когда самолет разрабатывали, хвостовую часть фюзеляжа отогнули вверх, чтобы увеличить размер грузового люка. Но аэродинамики обнаружили, что его конец стоит отогнуть вниз для лучшей обтекаемости.
Однако огромный проем люка вызвал у конструкторов опасения, что хвост не удастся сделать достаточно прочным – тогда они отказались от вертикального киля по центру и поставили два киля, закрепленных на стабилизаторах. Это позволило уменьшить скручивание хвостовой части фюзеляжа.
Но такое оперение вызвало проблему флаттера – вибрации оперения в некоторых режимах полета. Тогда-то Антонов догадался, что кили надо вынести вперед и приблизить к фюзеляжу, поставив их на 70% длины стабилизаторов.
Встреча на Западе
На пятый день Международного парижского авиасалона 1965 г. диктор, прервав утреннюю трансляцию, объявил: «Из Советского Союза к нам прибывает самый большой в мире самолет. Этот воздушный гигант может вместить 720 пассажиров или поднять 80 тонн груза».
Диктор ошибся: грузоподъемность «Антея» достигала 60 тонн, либо 290 солдат с полной выкладкой. Однако это показывает, насколько он впечатлил западных специалистов. «Корабль ожидали увидеть чудовищным, бесформенным, пузатым, – писала французская газета Humanite, – а увидели его в конце посадочной полосы элегантным и породистым, касающимся земли очень мягко, без малейшей тряски».
Давайте таким его и запомним.