Трудяга «Антей» уходит на пенсию: чем был интересен самый большой турбовинтовой самолет мира

Ан-22 однозначно один из самых интересных транспортников в истории, причем не только советской, но и мировой авиации. Вы знали, например, зачем ему необычное двухкилевое оперение и «бобровый хвост»? А как его встретили на Западе, в курсе? Сейчас, когда под историей «Антеев» почти подвели черту, мы решили собрать пусть не все, но многие интересные факты о нем.
Трудяга «Антей» уходит на пенсию: чем был интересен самый большой турбовинтовой самолет мира
Picasa
Содержание статьи
Военно-транспортная авиация РФ с 2024 года прекратит эксплуатировать самые большие в мире турбовинтовые самолеты Ан-22 «Антей».

Такое заявление сделал командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов в эфире «Соловьев.Live». «В этом году, к сожалению, мы прекращаем эксплуатацию [Ан-22]», – сказал он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он добавил также, что за все время было выпущено 67 самолетов этого типа, часть из них осталась на Украине, где и были сделаны, а России при распаде СССР отошло порядка 60 бортов.

Согласно подсчетам энтузиастов, 5 единиц из них до последнего времени оставались в резерве, еще 4 продолжали летать. 9 экземпляров, увы, потеряны в авиакатастрофах и происшествиях за почти 60-летнюю историю сверхтяжелого транспортника.

Ан-22 относится к самолетам-долгожителям

Однако срок его жизни мог быть куда больше. Вспомним, что бомбардировщики Ту-95 продолжают эксплуатироваться и по сей день, хотя разработаны и построены еще в 1950-х. Американские бомбардировщики B-52 Stratofortress примерно того же периода тоже до сих пор в строю, причем армия США рассчитывает поддерживать их как минимум до 2050 г.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможная причина, почему ВТА решили все же отказаться от самолетов – сложность их поддержания работоспособности самолетов в условиях разрыва отношений с украинской фирмой «Антонов», наследницей авиационного завода им. Олега Антонова и КБ имени советского авиаконструктора, создавшего самолет.

Можно ли сбросить с воздуха... танк

В конце 1950-х у советских военных уже был надежный и универсальный Ан-12. Однако они хотели большего. Ан-12 мог перевезти груз весом до 16 т, а Минобороны СССР хотело получить транспортник, который мог бы взять на борт средний танк Т-54 с экипажем и всем сопутствующим снаряжением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ан-22 выгрузка танков
Вести ДОСААФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мере разработки техзадания аппетиты генералов росли. Они решили, что неплохо бы доставлять межконтинентальные баллистические ракеты по воздуху. Потом включили в список всю военную и инженерную технику, перевозимую по железной дороге. А чтобы задача не казалась конструкторам слишком легкой, добавили требование воздушного десантирования моногрузов массой до 20 т.

Что значит сбросить с воздуха 20 тонн разом? Груз перетаскивают к задней части фюзеляжа, отчего хвост самолета тяжелеет. Затем он отделяется от самолета и камнем летит вниз, а хвост в это время подбрасывает в воздух.

Бобровый хвост, «толстый» фюзеляж и два киля

Ан-22 стал первым в мире широкофюзеляжником. «Созданием самолета, – писал позже его создатель, авиаконструктор Олег Антонов, – был преодолен психологический барьер, связанный с боязнью очень "толстого" фюзеляжа... Возникло новое поколение крупных самолетов, получивших наименование "широкофюзеляжных"".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ан-22 двигатели
Rob Schleiffert - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Антей» оставил и другое наследие. В свое время он стал самым большим турбовинтовым самолетом мира. Четыре двигателя мощностью по 15 000 л. с. вращали сдвоенные соосные винты безумного диаметра 6,2 м. По его примеру военно-транспортные самолеты всего мира оснащаются турбовинтовыми двигателями, включая C-17 Globemaster, Airbus A400M, C-130 Super Hercules и многие другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот необычный хвост, получивший название «бобрового» – это уникальная фишка «Антея». Когда самолет разрабатывали, хвостовую часть фюзеляжа отогнули вверх, чтобы увеличить размер грузового люка. Но аэродинамики обнаружили, что его конец стоит отогнуть вниз для лучшей обтекаемости.

Ан-22 самолет
Минобороны РФ

Однако огромный проем люка вызвал у конструкторов опасения, что хвост не удастся сделать достаточно прочным – тогда они отказались от вертикального киля по центру и поставили два киля, закрепленных на стабилизаторах. Это позволило уменьшить скручивание хвостовой части фюзеляжа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но такое оперение вызвало проблему флаттера – вибрации оперения в некоторых режимах полета. Тогда-то Антонов догадался, что кили надо вынести вперед и приблизить к фюзеляжу, поставив их на 70% длины стабилизаторов.

Встреча на Западе

На пятый день Международного парижского авиасалона 1965 г. диктор, прервав утреннюю трансляцию, объявил: «Из Советского Союза к нам прибывает самый большой в мире самолет. Этот воздушный гигант может вместить 720 пассажиров или поднять 80 тонн груза».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ан-22 и Ан-2 самолеты
Уголок неба
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диктор ошибся: грузоподъемность «Антея» достигала 60 тонн, либо 290 солдат с полной выкладкой. Однако это показывает, насколько он впечатлил западных специалистов. «Корабль ожидали увидеть чудовищным, бесформенным, пузатым, – писала французская газета Humanite, – а увидели его в конце посадочной полосы элегантным и породистым, касающимся земли очень мягко, без малейшей тряски».

Давайте таким его и запомним.