Как экипаж B-52 спас себя и целый город после отказа 4 двигателей на одном крыле

Пилоты сумели снова взять под контроль пикирующую махину, когда до земли оставалось совсем немного.
Как экипаж B-52 спас себя и целый город после отказа 4 двигателей на одном крыле
USAF
Содержание статьи

13 декабря 2022 г. экипаж из двух пилотов и штурмана перегонял бомбардировщик B-52H с собственным именем Scout 94 с авиабазы Неллис на авиабазу Барксдейл.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полет уже подходил к концу и самолет начал снижаться. Погодные условия были неблагоприятными – бомбардировщику пришлось лавировать между грозами. В это время вышли из строя два генератора: кабина погрузилась в темноту, приборы погасли, а все 4 турбины на левом крыле замолкли.

Стратегические бомбардировщики B-52 уникальны тем, что их силовая установка состоит из 8 реактивных двигателей, установленных попарно на четырех пилонах image flying
Стратегические бомбардировщики B-52 уникальны тем, что их силовая установка состоит из 8 реактивных двигателей, установленных попарно на четырех пилонах.
Victor J. Caputo - USAF

Стратегические бомбардировщики B-52 уникальны тем, что их силовая установка состоит из 8 реактивных двигателей, установленных попарно на четырех пилонах. С одной стороны, такая схема повышает живучесть самолета – отказ любой из турбин приведет лишь к небольшой потере тяги и асимметричности. Но если три или четыре двигателя отказывают с одной стороны, разница в тяге и подъемной силе оказывается такой значительной, что самолет уходит в неконтролируемое пике с вращением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выход из пике

Именно это и случилось со Scout 94. Справившись с первоначальным замешательством, командир экипажа Чарльз Пауэлл сосредоточился на управлении самолетом (если это слово применимо к этой ситуации), а второй пилот капитан Мэтью Уоллс и подполковник Джон Конвей начали процедуру проверки систем и перезапуска двигателей.

«По мере того как мы теряли высоту, капитан Пауэлл руководил перезапуском двигателей, сообщив мне, что мы потеряли четыре двигателя с одной стороны».
Подполковник Джон Конвей Штурман Scout 94, ныне командир 13-го отряда TRSS командования военной авиации США

Спустя три минуты летчики сумели перезапустить третий и четвертый двигатели, расположенные ближе к фюзеляжу. Имея шесть работающих двигателей, экипаж запросил у наземного центра управления полетами разрешение на нестандартный правый разворот, чтобы погасить вращение и вывести самолет из пике.

Вернуть контроль удалось на высоте около 400 м. Учитывая, что B-52 – это махина с размахом крыла более 56 м, понятно, насколько опасным было сближение с землей.

3 июня этого года экипаж получил награду генерала Кертиса Лемэя Командования ударной авиации США за спасение себя, самолета стоимостью $84 миллиона и жителей города Босье-Сити, на который бомбардировщик упал бы в случае катастрофы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кабина B-52H Stratofortress
Greg L. Davis - USAF

«Мне повезло, что у меня был опытный экипаж, который позволил мне сосредоточиться исключительно на управлении самолетом», – сказал капитан Чарльз Пауэлл, ныне начальник штаба 13 бомбардировочной эскадрильи, на церемонии вручения награды.

Аварии B-52 в 21 веке

В целом, стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress имеет репутацию надежного и живучего самолета, особенно если учитывать, что летают они еще со второй половины 1950-х годов и выполняют непростые задания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
B-52H c бортовым номером 60-0053 и позывным Raidr 21 image
B-52H c бортовым номером 60-0053 и позывным Raidr 21
Robert J. Horstman - USAF

Инциденты, тем не менее, случаются. Самой тяжелой катастрофой стала гибель бомбардировщика с позывным Raidr 21 21 июля 2008 года. Stratofortress участвовал в четырехмесячном вояже в честь освобождения острова Гуам от японской оккупации в 1944 г. Он упал в Тихий океан за 5 минут до запланированного времени посадки, унеся с собой 6 членов экипажа. Причиной трагедии стала неправильная настройка триммера горизонтального стабилизатора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Крушение B-52 на авиабазе Андерсен в 2016 г. фото
Крушение B-52 на авиабазе Андерсен в 2016 г.
CallMeTheAdmiral - Wikipedia

Затем 19 мая 2016 года бомбардировщик с регистрационным номером 60-0047 врезался в стаю птиц при взлете с авиабазы на острове Гуам, в результате чего тяга четырех двигателей на правом крыле упала. Экипаж прервал взлет, выпустил закрылки и тормозной парашют. Однако парашют не раскрылся полностью, из-за чего самолет выкатился за посадочную полосу и загорелся. Пилоты отделались небольшими травмами, но бомбардировщик был потерян.

А вы знали?

B-52H будут служить в военной авиации до 2050-го, а возможно, даже до 2060 г. – таким образом, их срок эксплуатации может превысить 100 лет. В текущем десятилетии они пройдут очередную модернизацию и замену двигателей.