15 знаковых самолетов Второй мировой: стальные соколы войны

Как-то раз на сайте мы проводили приуроченный к юбилею Победы конкурс «Воздушный парад», где читателям предлагалось угадать названия некоторых из самых известных самолетов Второй мировой вoйны по их силуэтам. Конкурс был завершен, а теперь мы публикуем фото этих боевых машин. Предлагаем вспомнить, на чем воевали в небе победители и побежденные.
15 знаковых самолетов Второй мировой: стальные соколы войны
mhealth.ru

Немецкие самолеты во Вторую мировую войну

Messerschmitt Bf.109 – пожалуй, самый известный самолёт Второй мировой вoйны

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фактически целое семейство немецких боевых машин, общее количество которых (33 984 штук) делает 109-й одним из самых массовых самолетов Второй мировой. Использовался в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика, истребителя-перехватчика, самолета-разведчика. Такое разностороннее применение в строю и привело к тому, что «Мессершмитт» стал, пожалуй, самым известным самолётом люфтваффе во Второй мировой вoйне.

Именно в качестве истребителя «мессер» заслужил у советских пилотов печальную славу – на начальном этапе вoйны советские истребители, такие, например, как И-16 и ЛаГГ, явно уступали в техническом отношении Bf.109 и несли тяжелые потери. Лишь появление более совершенных самолетов, например Як-9, позволило нашим пилотам сражаться с «мессерами» почти на равных. Самой массовой модификацией машины стал Bf.109G («Густав»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Messerschmitt Me.262 – знаменитая бесславная серия самолётов Третьего Рейха времен Великой отечественной войны
Messerschmitt Me.262 – знаменитая бесславная серия самолётов Третьего Рейха времен Великой отечественной войны
asisbiz.com

По сравнению с Bf.109, это конечно не самый известный самолёт Второй мировой вoйны, но ему была уготована иная роль. В истории самолётостроения Me.262 запомнился тем, что оказался первенцем реактивной авиации на поле боя. Me.262 начали конструировать еще до вoйны, однако настоящий интерес к проекту пробудился у Гитлера только в 1943 году, когда люфтваффе уже растеряла свою боевую мощь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Me.262 обладал уникальными для своего времени показателями скорости (около 850 км/ч), высоты и скороподъемности и поэтому имел серьезные преимущества перед любым истребителем того времени. Но самым знаменитым самолётом Второй мировой вoйны он не стал. В реальности на 150 сбитых самолетов союзников пришлось 100 потерянных Me.262.

Низкая эффективность боевого применения объяснялась «сыростью» конструкции, малым опытом использования реактивной авиации и недостаточной подготовкой пилотов.

Немецкие самолёты Heinkel-111 – «гроза Англии» и самый массовый бомбардировщик люфтваффе времен Второй мировой войны
Немецкие самолёты Heinkel-111 – «гроза Англии» и самый массовый бомбардировщик люфтваффе времен Второй мировой войны
storonaslov.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вероятно, самый узнаваемый бомбардировщик люфтваффе был разработан в начале 1930-х годов под видом гражданского транспортного самолета (создавать ВВС Германии запрещал Версальский договор). На начало Второй мировой Heinkel-111 был самым массовым бомбардировщиком люфтваффе.

Он стал одним из главных персонажей Битвы за Англию – она явилась результатом попытки Гитлера сломить волю к сопротивлению британцев путем массированных бомбовых налётов на города Туманного Альбиона (1940 год). Несмотря на то, что эта операция поставила Heinkel-111 в ряд самых известных самолётов Второй мировой вoйны, уже тогда стало понятно, что этот средний бомбардировщик морально устарел, и ему не хватает скорости, маневренности и защищенности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее самолет продолжали использовать и производить вплоть до 1944 года.

Junkers Ju 87 Stuka – знаменитый самолёт-бомбардировщик во Вторую мировую войну
Junkers Ju 87 Stuka – знаменитый самолёт-бомбардировщик во Вторую мировую войну
w-dog.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эта «Штука» печально прославилась в европейском небе, став одним из самых известных самолётов-бомбардировщиков Второй мировой вoйны на Восточном фронте. Выпускавшийся в нескольких модификациях пикирующий бомбардировщик Ju 87 являлся своего рода предтечей современного высокоточного оружия, так как метал бомбы не с большой высоты, а с крутого пикирования, что позволяло более точно нацелить боеприпас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ввиду специфики применения в условиях высоких перегрузок машину оснащали автоматическими воздушными тормозами для выхода из пике в случае потери пилотом сознания. Для усиления психологического эффекта пилот при атаке включал «иерихонскую трубу» — устройство, издававшее страшный вой.

«Юнкерсы» этой серии, являлись самыми известными самолётами Второй мировой вoйны в борьбе против танков – их эффективность была крайне высока. Одним из самых знаменитых пилотов-асов, летавших на «Штуке», был Ганс-Ульрих Рудель, оставивший довольно хвастливые воспоминания о вoйне на Восточном фронте.

Focke-Wulf Fw 189 Uhu – самый известный немецкий тихоходный самолёт, который использовали во Вторую мировую войну
Focke-Wulf Fw 189 Uhu – самый известный немецкий тихоходный самолёт, который использовали во Вторую мировую войну
lib-li.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тактический разведывательный самолет Fw 189 Uhu интересен прежде всего своей необычной двухбалочной конструкцией, за которую советские солдаты прозвали его «Рамой». Так же как и «Штука», «Рама» стала самым известным самолётом Второй мировой вoйны на Восточном фронте. Именно здесь этот разведчик-корректировщик оказался наиболее полезным гитлеровцам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наши бойцы хорошо знали, что вслед за «Рамой» прилетят бомбардировщики и нанесут удар по разведанным целям. А вот сбить этот тихоходный самолет было не так-то просто из-за его высокой маневренности и отличной живучести.

При приближении советских истребителей он мог, например, начать описывать круги небольшого радиуса, в который скоростные машины просто не могли вписаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Focke-Wulf Fw 189 Uhu, который получил широкое применение во времена Второй мировой, обладал высокими техническими характеристиками и выживаемостью
Focke-Wulf Fw 189 Uhu, который получил широкое применение во времена Второй мировой, обладал высокими техническими характеристиками и выживаемостью
ru.pinterest.com

Американские и британские самолеты Второй мировой войны

Boeing B-17 Flying Fortress – самый известный вoенный самолёт знаменитой американской компании, которая производила их для фронта во Вторую мировую войну
Boeing B-17 Flying Fortress – самый известный вoенный самолёт знаменитой американской компании, которая производила их для фронта во Вторую мировую войну
u.wikipedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американская «летающая крепость» в ходе вoйны постоянно наращивала свою защищенность. Вдобавок к великолепной живучести (в виде, например, способности вернуться на базу с одним целым мотором из четырех) в модификации В-17G тяжелый бомбардировщик получил тринадцать 12,7-мм пулеметов. Была разработана тактика, в рамках которой «летающие крепости» шли над вражеской территорией в шахматном порядке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким образом, одни из самых известных самолётов Второй мировой вoйны, защищали друг друга перекрестным огнём. Самолёт оснастили высокотехнологичным на то время бомбовым прицелом Norden, построенным на основе аналогового вычислителя. Если британцы бомбили Третий рейх в основном в темное время суток, то «летающие крепости» не боялись появляться над Германией в светлое время суток.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Avro 683 Lancaster – британский самолёт-бомбардировщик, совершавший налеты на Гамбург и дрезден в Великую отечественную войну
Avro 683 Lancaster – британский самолёт-бомбардировщик, совершавший налеты на Гамбург и дрезден в Великую отечественную войну
mhealth.ru

Один из самых известных самолётов Второй мировой вoйны родом из Соединённого Королевства. Этот британский тяжелый бомбардировщик – главный участник налётов бомбардировочной авиации союзников на Германию. На долю Avro 683 Lancaster пришлось ¾ всего бомбового груза, выброшенного англичанами на Третий рейх.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Грузоподъёмность позволяла четырехмоторному самолету брать на борт «блокбастеры» — сверхтяжелые бетонобойные бомбы Tallboy и Grand Slam. Низкая защищенность предполагала использование «Ланкастеров» в качестве ночных бомбардировщиков, однако ночное бомбометание отличалось невысокой точностью.

Днем же эти самолеты несли ощутимые потери. «Ланкастеры» активно участвовали в самых разрушительных бомбовых налетах Второй мировой — на Гамбург (1943) и Дрезден (1945).

North American P-51 Mustang – знаменитый истребитель Второй мировой
North American P-51 Mustang – знаменитый истребитель Второй мировой
retromodels.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из самых знаковых истребителей Второй мировой, сыгравший исключительную роль в событиях на Западном фронте. Как бы ни защищали себя тяжелые бомбардировщики союзников, уходившие в рейды на Германию, эти большие, низкоманевренные и относительно тихоходные самолеты несли тяжелые потери от немецкой истребительной авиации.

Компания North American по заказу британского правительства срочно создала истребитель, который мог не только успешно сражаться с «мессерами» и «фоккерами», но и иметь достаточный радиус действия (за счет подвесных баков), чтобы сопровождать рейды «бомберов» на континент. Когда в 1944 году «Мустанги» стали использоваться в этом качестве, стало ясно, что воздушная вoйна на Западе немцами окончательно проиграна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Supermarine Spitfire – главный британский соперник немецкого Messerschmitt Bf.109, прикрывавший эвакуацию датчан из Дюнкерка во Вторую мировую войну
Supermarine Spitfire – главный британский соперник немецкого Messerschmitt Bf.109, прикрывавший эвакуацию датчан из Дюнкерка во Вторую мировую войну
pinterest.com

Основной и самый массовый истребитель британских ВВС вoенной поры, один из лучших истребителей Второй мировой.

Его высотные и скоростные характеристики делали его равным соперником немецкому Messerschmitt Bf.109, и в очной схватке этих двух машин большую роль играло мастерство пилотов.

«Спитфайры» отлично зарекомендовали себя, прикрывая эвакуацию англичан из Дюнкерка после успеха гитлеровского блицкрига, а затем в ходе Битвы за Британию (июль-октябрь 1940 года), когда английским истребителям приходилось бороться как с немецкими бомбардировщиками Не-111, Do-17, Ju 87, так и с истребителями Bf. 109 и Bf.110.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Junkers Ju 87 — один из важнейших самолетов Второй мировой войны. В Германии его прозвали просто «Штука» — от немецкого слова «штурцкампффлюгцойг»
Junkers Ju 87 — один из важнейших самолетов Второй мировой войны. В Германии его прозвали просто «Штука» — от немецкого слова «штурцкампффлюгцойг»
Соцсети

Японcкие военные самолеты Второй мировой войны

На начало Второй мировой японский палубный истребитель A6M Raisen был лучшим в мире в своем классе, даже несмотря на то, что в его названии присутствовало японское слово «Рэй-сэн», то есть «истребитель-ноль».

Тем не менее ему было суждено стать самым известным японским самолётом во Второй мировой вoйне. Благодаря подвесным бакам истребитель обладал высокой дальностью полета (3105 км), что делало его незаменимым для участия в рейдах на океанском ТВД. Среди самолетов, участвовавших в нaпадении на Перл-Харбор, находились 420 A6M.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американцы извлекли уроки из общения с юрким, скороподъемным японцем, и уже к 1943 году их истребительная авиация превзошла своего некогда опасного противника.

Самый знаменитый японский самолёт – Mitsubishi A6M Raisen, зарекомендовавший себя в начале Второй мировой
Самый знаменитый японский самолёт – Mitsubishi A6M Raisen, зарекомендовавший себя в начале Второй мировой
mentoday.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советские самолеты Второй мировой войны

Самый массовый пикирующий бомбардировщик СССР начал выпускаться еще перед вoйной, в 1940 году, и оставался в строю до Победы. Низкоплан с двумя моторами и двойным килевым оперением был для своего времени весьма прогрессивной машиной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В частности, в нем была предусмотрена гермокабина и электродистанционное управление (которое в силу новизны стало и источником многих проблем). Этот самолёт Второй мировой вoйны стал одним из самых известных в народе благодаря отечественному кинематографу.

В реальности же Пе-2 не так часто, в отличие от Ju 87, применялся именно как пикирующий бомбардировщик. Чаще всего он наносил бомбовые удары по площадям с горизонтального полета или с пологого, а не глубокого пикирования.

Знаменитый советский бомбардировщик Пе-2 времен Великой отечественной войны
Знаменитый советский бомбардировщик Пе-2 времен Великой отечественной войны
rg.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый массовый боевой самолет в истории (всего этих «илов» было выпущено 36 000 штук) считается настоящей легендой полей сражений. Одна из его особенностей — несущий бронекорпус, заменявший собой каркас и обшивку в большей части фюзеляжа. Штурмовик работал на высотах в несколько сотен метров над землей, становясь не самой сложной мишенью для наземных зенитных средств и объектом охоты со стороны немецких истребителей.

Первые варианты, одного из самых известных самолётов Второй мировой вoйны, строились одноместными, без бортстрелка, что приводило к довольно высоким боевым потерям среди самолетов этого типа. И все же Ил-2 сыграл свою роль на всех ТВД, где сражалась наша армия, став мощным средством поддержки сухопутных вoйск в борьбе с бронетехникой противника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самый известный в Великую отечественную войну боевой самолёт СССР – Ил-2
Самый известный в Великую отечественную войну боевой самолёт СССР – Ил-2
factroom.ru

Як-3 стал развитием хорошо зарекомендовавшего себя в боях истребителя Як-1М. В процессе доработки было укорочено крыло и предприняты другие конструктивные изменения для снижения веса и улучшения аэродинамики.

Этот легкий деревянный самолет показывал впечатляющую скорость 650 км/ч и имел отличные летные характеристики на малых высотах. Испытания Як-3 стартовали в начале 1943 года, а уже во время сражения на Курской дуге он вступил в бой, где с помощью 20-мм пушки ШВАК и двух 12,7-мм пулеметов Березина успешно противостоял «мессершмитам» и «фоккерам».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Як-3 – мощнейший советский истребитель Великой отечественной войны
Як-3 – мощнейший советский истребитель Великой отечественной войны
vistapointe.net

Один из лучших советских истребителей Ла-7, поступивший на вооружение за год до конца вoйны, был развитием встретившего вoйну ЛаГГ-3. Пожалуй, на Восточном фронте Второй мировой вoйны, он оставался самым известным и грозным самолётом среди немецких лётчиков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все достоинства «предка» сводились к двум факторам — высокой живучести и максимальному использованию в конструкции дерева вместо дефицитного металла. Однако слабый мотор и большой вес превращали ЛаГГ-3 в неважного противника цельнометаллического Messerschmitt Bf.109. Из ЛаГГ-3 в ОКБ-21 Лавочкина сделали Ла-5, поставив новый мотор АШ-82 и доработав аэродинамику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модификация Ла-5ФН с форсированным мотором уже была отличной боевой машиной, превосходя по ряду параметров Bf.109. В Ла-7 вес был снова снижен, а также усилено вооружение. Самолёт стал очень хорош, даже оставаясь деревянным.

Ла-7 – знаменитый самолёт-истребитель конца Великой отечественной войны
Ла-7 – знаменитый самолёт-истребитель конца Великой отечественной войны
drikus.club

Наше славное У-2 – самый известный тихоходный самолёт

У-2, или По-2, созданный в 1928 году, к началу вoйны безусловно был образцом устаревшей техники и вообще не проектировался как боевой самолёт (учебно-боевой вариант появился только в 1932 году). Однако ради победы этому классическому биплану пришлось поработать ночным бомбардировщиком. Самый известный тихоходный самолёт во Второй мировой вoйне имел свои несомненные плюсы — простота в управлении, возможность посадки вне аэродромов и взлет с маленьких площадок, малошумность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Известный советский самолет У-2 времен Второй мировой войны
Известный советский самолет У-2 времен Второй мировой войны
Соцсети

На малом газу в темное время суток У-2 подбирался к вражескому объекту, оставаясь незамеченным практически до момента бомбометания. Поскольку бомбометание производилось с малых высот, точность его была весьма высока, и «кукурузники» наносили врагу серьезный ущерб. Окончательно самые известным самолётом-бипланом Второй мировой вoйны У-2 сделал музыкальный кинофильм «Небесный тихоход».