Лимонад за подводные лодки: как Pepsi выкупала у СССР военные корабли
Pepsi стала первой западной компанией, получившей право продавать свои товары советским гражданам.
Случилось это еще в 1960-е годы – старые россияне до сих пор вспоминают бутылочки «Пепси-Колы» с ностальгией. Pepsi начала переговоры с советским правительством задолго до того, как дипломаты двух стран наладили более-менее стабильный контакт.
Это по-своему интересная история, и Techinsider обращался к ней несколько раз. Например, вы знали, что лимонад обычно меняли по бартеру на «Столичную» водку (подробности здесь)?
На территории СССР Pepsi победила своего заклятого врага Coca-Cola, став спонсором Олимпийских игр 1980 года.
А как «Пепси-Колу» продавали в нашей стране, мы рассказывали тут. Сегодня же – последний и самый странный эпизод этой истории.
Pepsi на распутье
В конце 1980-х срок действия торгового договора Pepsi и Советского Союза истекал. Поскольку стороны были довольны друг другом, они начали работать над новым договором.
Продажи американского лимонада в СССР и советского алкоголя на Западе давали компании $3 миллиарда в год. Плюс к этому, американцы открыли в Союзе сеть ресторанов Pizza Hut, начали работать и над локализацией, построив в нашей стране более 20 заводов для выпуска пластиковой тары и других товаров.
А что если продавать корабли?
Штаб-квартира Pepsi хотела большего. Проблема была в том, что СССР отказывался расплачиваться живой валютой – все сделки были бартерными. Стали искать, что еще наша страна могла предложить Западу. Мы не знаем, какие варианты рассматривались, знаем лишь, что выбор пал на старые военные корабли, потихоньку ржавевшие на кладбищах кораблей отечественного ВМФ.
Если верить LA Times, Pepsi рассчитывала подлатать это флотское старье и продать третьим странам, рассчитывая таким образом добавить $300 миллионов к договору. Вдобавок к военной технике, компания рассчитывала строить танкеры в Украинской ССР и продавать их всем желающим.
Сделка всех устраивала. Pepsi получала дополнительные прибыли, СССР избавлялся от плавучего металлолома. Даже Пентагон не стал препятствовать ей, решив, что зачем мешать компании проводить демилитаризацию потенциального противника.
Седьмая военная держава
До распада СССР Pepsi успела выкупить 17 старых подводных лодок, крейсер, эсминец и торпедоносец – увы, я не нашел данные о том, какие именно. Если вы найдете эти данные, прошу написать в редакцию.
Узнав о новой покупке Pepsi, западные журналисты раздули сенсацию: по их подсчетам, семнадцать субмарин делали компанию владелицей седьмого сильнейшего подводного флота в мире. Что говорить, она подвинула ВМФ Индии с этой позиции!
Не учитывался только тот факт, что это были списанные корабли, устаревшие и не укомплектованные боевыми зарядами.
Через два года СССР развалился
Менеджеры Pepsi этого точно не ожидали. Распад Советского Союза разрушил и их планы. Все, кто проявлял интерес к покупке советских военных кораблей, тут же отвернулись. Даже лимонадный бизнес рассыпался. Завод по производству пластиковых бутылок теперь находился в независимой Беларуси, кораблестроительный завод в Украине, а сыр моццарелла для российских ресторанов делали в Литве. Суперинфляция и лихолетье ударили по кошелькам россиян.
У Pepsi ушло около 30 лет, чтобы хотя бы восстановить тот объем продаж, который она имела в нашей стране в конце 1980-х.
Что стало с кораблями
Все банально: «военная мощь», превратившаяся в мощи, была перегнана в Норвегию и там бесславно распилена на металл. Надо думать, компания выручила за них гроши.