Лимонад за подводные лодки: как Pepsi выкупала у СССР военные корабли

Сделка, состоявшаяся в 1989 году, стала сенсацией на Западе. Журналисты быстро подсчитали, что 17 подлодок и несколько надводных кораблей делают «Пепси» седьмой крупнейшей морской военной силой в мире. И, как водится, проглядели важную деталь.
Лимонад за подводные лодки: как Pepsi выкупала у СССР военные корабли
Соцсети: подводная лодка С-5 на постаменте
Содержание статьи

Pepsi стала первой западной компанией, получившей право продавать свои товары советским гражданам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Случилось это еще в 1960-е годы – старые россияне до сих пор вспоминают бутылочки «Пепси-Колы» с ностальгией. Pepsi начала переговоры с советским правительством задолго до того, как дипломаты двух стран наладили более-менее стабильный контакт.

Это по-своему интересная история, и Techinsider обращался к ней несколько раз. Например, вы знали, что лимонад обычно меняли по бартеру на «Столичную» водку (подробности здесь)?

Бутылки Пепси Колы в СССР
Владимир Акимов / Медиабанк РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А как «Пепси-Колу» продавали в нашей стране, мы рассказывали тут. Сегодня же – последний и самый странный эпизод этой истории.

Pepsi на распутье

В конце 1980-х срок действия торгового договора Pepsi и Советского Союза истекал. Поскольку стороны были довольны друг другом, они начали работать над новым договором.

Продажи американского лимонада в СССР и советского алкоголя на Западе давали компании $3 миллиарда в год. Плюс к этому, американцы открыли в Союзе сеть ресторанов Pizza Hut, начали работать и над локализацией, построив в нашей стране более 20 заводов для выпуска пластиковой тары и других товаров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ресторан Пицца Хат в СССР
Мослента
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что если продавать корабли?

Штаб-квартира Pepsi хотела большего. Проблема была в том, что СССР отказывался расплачиваться живой валютой – все сделки были бартерными. Стали искать, что еще наша страна могла предложить Западу. Мы не знаем, какие варианты рассматривались, знаем лишь, что выбор пал на старые военные корабли, потихоньку ржавевшие на кладбищах кораблей отечественного ВМФ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кладбище военных кораблей
Соцсети

Если верить LA Times, Pepsi рассчитывала подлатать это флотское старье и продать третьим странам, рассчитывая таким образом добавить $300 миллионов к договору. Вдобавок к военной технике, компания рассчитывала строить танкеры в Украинской ССР и продавать их всем желающим.

Pepsi рассчитывала за счет военных кораблей добавить $300 миллионов к договору.

Сделка всех устраивала. Pepsi получала дополнительные прибыли, СССР избавлялся от плавучего металлолома. Даже Пентагон не стал препятствовать ей, решив, что зачем мешать компании проводить демилитаризацию потенциального противника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Седьмая военная держава

До распада СССР Pepsi успела выкупить 17 старых подводных лодок, крейсер, эсминец и торпедоносец – увы, я не нашел данные о том, какие именно. Если вы найдете эти данные, прошу написать в редакцию.

Ракетный крейсер Грозный
Wikipedia

Узнав о новой покупке Pepsi, западные журналисты раздули сенсацию: по их подсчетам, семнадцать субмарин делали компанию владелицей седьмого сильнейшего подводного флота в мире. Что говорить, она подвинула ВМФ Индии с этой позиции!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не учитывался только тот факт, что это были списанные корабли, устаревшие и не укомплектованные боевыми зарядами.

Через два года СССР развалился

Менеджеры Pepsi этого точно не ожидали. Распад Советского Союза разрушил и их планы. Все, кто проявлял интерес к покупке советских военных кораблей, тут же отвернулись. Даже лимонадный бизнес рассыпался. Завод по производству пластиковых бутылок теперь находился в независимой Беларуси, кораблестроительный завод в Украине, а сыр моццарелла для российских ресторанов делали в Литве. Суперинфляция и лихолетье ударили по кошелькам россиян.

У Pepsi ушло около 30 лет, чтобы хотя бы восстановить тот объем продаж, который она имела в нашей стране в конце 1980-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Submarine Graveyard in Russia
Popular Mechanics

Что стало с кораблями

Все банально: «военная мощь», превратившаяся в мощи, была перегнана в Норвегию и там бесславно распилена на металл. Надо думать, компания выручила за них гроши.