Бомбовоз на тяжелом топливе: чем удивляет редкий дизельный бомбардировщик Ер-2
В 1938 г. военное командование СССР задумалось о создании нового дальнего бомбардировщика взамен ДБ-3. Его дальность составляла всего 3300-3800 км, в зависимости от загрузки. Этого было достаточно, чтобы с аэродромов на западных границах СССР достать до военных объектов в Восточной Европе. Однако советские стратеги считали, что потенциальным противником Союза может стать Германия и даже Великобритания. Держали в уме и возможность боевых действий на Дальнем Востоке с Японией.
ДБ-4 против ДБ-240
Задачу его создания поручили двум КБ. Ильюшинцы работали над модернизированной версией ДБ-3, получившей название ДБ-3Ф, и новой машиной ДБ-4, ставшей более известной как Ил-4.
Вторым было КБ, ранее возглавлявшееся Робертом Бартини. Ранее – потому что в 1938 году главный конструктор был арестован по обвинению во вредительстве. Поводом для этого стало покровительство Бартини со стороны расстрелянного замнаркомобороны Михаила Тухачевского и созданный им самолет «Сталь-7». Опытный дальний пассажирский лайнер в 1939 г. преодолел более 5000 км со средней скоростью 405 км/ч, поставив мировой рекорд. Машина привлекла внимание высшего руководства СССР, включая Сталина и Ворошилова. Планы по серийному производству гражданского самолета не реализовались, а вместо этого, создателям машины поручили на ее основе разработать дальний бомбардировщик.
Самолет наоборот
Работу над машиной, получившей название ДБ-240, возглавил конструктор Владимир Ермолаев – инженер, которого сам Бартини готовил на должность «главного». Подобно предшественнику, Ермолаев был сторонником передовых решений. Оцените, какие интересные черты это придало его детищу.
ДБ-240 получил крыло типа «обратная чайка»: секции крыла от фюзеляжа до мотогондол имели обратную V-образность. Это дало два преимущества: увеличенная подъемная сила при отрыве от земли за счет использования воздушной подушки под крылом и повышенная безопасность. В случае вынужденной посадки на брюхо, земли сначала касались мотогондолы, принимая на себя основной удар, сохраняя жизни экипажа.
Кабину пилота сдвинули влево – летчики, летавшие на этой машине, хвалили ее за хороший обзор.
Для увеличения тяги патрубкам двигателя придали форму реактивных сопел.
Хороший плохой бомбардировщик
ДБ-240 не везло часто и сильно, начиная с ареста Бартини и дальше. Времени на его разработку было отведено крайне мало, менее двух лет. Инженеры работали без выходных, трудясь по 10-12 часов в сутки, и все равно предъявленный на испытания самолет изобиловал детскими болезнями. Несмотря на это, его торопливо приняли на вооружение, а конструкторам поручили уже в ходе производства работать над устранением недостатков.
Главной проблемой стало то, что КБ Климова так и не смогло довести до ума двигатель М-106, с прицелом на который создавался бомбардировщик. Спасло то, что Ермолаев держал в уме эту опасность и предусмотрел возможность оборудовать самолет менее мощным М-105. Из-за нехватки мощности ДБ-240 так и не достиг требуемых показателей по скорости и грузоподъемности.
При этом у него были и явные достоинства. В частности, пилоты говорили, что, учитывая массу отказов и происшествий, она правильно вела себя в случае аварии. Даже если у самолета подламывалась стойка шасси и он ложился на собственные бомбы, взрыв не происходил. Обзор из всех кабин тоже был на высоте.
Самое главное, что ермолаевская машина все же превосходила по скорости и дальности ильюшинский ДБ-3. Не секрет, что именно ДБ-240, переименованные в 1941 г. в Ер-2, первыми отбомбились по Берлину, наряду с тяжелыми бомбардировщиками ТБ-7.
А если попробовать дизель?
Климовцы так и не довели до ума мотор М-106. Поэтому Ер-2 сначала перевели на бензиновые моторы АМ-35А и АМ-37, а затем, уже в 1944 г., на дизели АЧ-30Ф. С последними двигателями и устраненными недостатками самолет наконец достиг тех показателей, которые от него хотели еще в начале войны.
В боевых действиях дизельные бомбардировщики успели поучаствовать лишь в небольшой степени. Ряд источников утверждают, что их способность доставлять тяжелые бомбы на большие расстояния внесла важный вклад при штурме города-крепости Кенигсберга.