«Да здесь даже ванная есть!» Что вы не знали о русском самолете-гиганте «Илья Муромец»
В конце этого года исполнится 111 лет с тех пор, как знаменитый самолет впервые поднялся в воздух. «Илья Муромец» был уже восьмым аэропланом, разработанным авиаконструктором Игорем Сикорским и командой его единомышленников.
Строились эти бомбардировщики на Русско-Балтийском вагонном заводе: его владелец Михаил Шидловский был главным спонсором авиаконструктора и большим энтузиастом идеи многомоторных самолетов.
Все это я написал только для того, чтобы вы лучше представили себе героя этой истории. А теперь, собственно, самое удивительное.
Какой же это бомбардировщик?
Эта мысль точно пронзила бы ваш ум, если бы вы оказались на борту первого самолета этого типа. Где турели под пулеметы? Где пилоны или отсеки для бомб? Вместо военного аскетичного убранства – комфортабельный салон, отделенный от кабины пилотов (Сикорский называл первый «кают-компанией», а вторую «рубкой»), спальные места и даже ванная с туалетом. Выхлопные трубы двигателей вели к фюзеляжу, формируя систему обогрева. Нет, это точно не бомбардировщик.
То же касалось следующих машин в серии. Второй экземпляр, получивший название ИМ-Б «Киевский», был несколько меньше по размеру и весу, нес более мощные двигатели и за счет этого мог летать дальше. Именно он поставил первые «муромские» рекорды высоты и продолжительности полета. В один день он поднялся на 2000 м с 10 пассажирами на борту, а уже на следующий день продержался в воздухе 6 ч 33 минуты.
Война помешала и помогла
Всего до начала войны Русско-Балтийский вагонный завод успел выпустить 7 самолетов. Хотя «Илья Муромец» вызвал немалый ажиотаж и разрушил позиции скептиков, предрекавших, что он не взлетит, а если и взлетит, то неминуемо разобьется, покупать его было некому. Шидловский рассчитывал в первую очередь на госзаказ, но имперские чиновники интереса к машине не проявили.
Все изменила начавшаяся война. Оказалось, что «Илья Муромец» имеет огромный потенциал для бомбардировок с воздуха. Последовал военный заказ: завод начал штамповать самолеты-гиганты, как горячие пирожки. Всего было сделано 76 единиц.
«Летайте Муромцами Аэрофлота»
В конце статьи вы найдете ссылку на военную эпопею этого самолета, а сейчас давайте перенесемся в послевоенное время.
Очевидно, часть машин погибла на полях боевых действий, но другие остались, хотя к моменту Октябрьской революции большинство из них были уже сильно изношены. В ходе Гражданской войны они использовались лишь дважды.
Однако и пожар Гражданской войны мало-помалу утихал, и уже новые правители России задумались об организации авиасообщения. Русско-Балтийский завод пребывал в состоянии разрухи, валюты для закупки импортных самолетов не хватало. Тут и пригодились старые гиганты Сикорского.
Один самолет в январе 1920 года запустили на линии Саратов-Москва. Прошло почти 1,5 года, пока запустили второй, более дальний маршрут Москва-Харьков, на котором летали 6 машин. Проработала она всего 4 месяца, после чего из-за ветхости самолетов от нее пришлось отказаться.
В следующем году «Илья Муромец» получил следующее назначение – обслуживать маршрут Москва – Нижний Новгород, но и она проработала недолго.
Последним местом работы великого самолета стала авиашкола в Серпухове, где один экземпляр за 1922-1923 годы совершил еще 80 полетов, после этого карьера «Муромцей» завершилась.
А организация Главвоздухофлот, предшественник будущего «Аэрофлота», перешел на немецкие одномоторные самолеты Junkers и Dornier. До появления серийных советских пассажирских самолетов оставалось около пяти лет...