Выставка терминаторов: в Дубае показали интригующие новинки боевых дронов, барражирующих боеприпасов и беспилотников
Если предыдущие аналогичные выставки скорее напоминали фантастические фильмы, где повестку формировали крупные западные оружейные концерны с очень дорогими прототипами, то ключевая тема нынешней – современные военные конфликты и все основные тенденции «с поля боя». Главные герои – «Герани» и FPV-дроны.
Летающие мопеды
Свои аналоги «Шахедов» и «Гераней» показывали десятки компаний из КНР, ОАЭ и Восточной Европы. Еще больше было фирм, как правило китайских, с наборами «сделай "Шахед" сам»: они поставляют разнообразные легкие двигатели внутреннего сгорания, полетные контроллеры и прочие компоненты. Кстати, по комплектующим можно делать выводы о следующем поколении беспилотников: минимум пять компаний предлагали легкие и дешевые турбореактивные двигатели. Правда, готовый дрон-камикадзе Shadow 25 с таким двигателем показала только одна – Корпорация оборонной промышленности Эмиратов (EDGE), именно он и летал на показательных выступлениях. Так что скоро «Шахеды» будут не тарахтеть, а свистеть.
Дрон-рейсинг
Но, безусловно, хиты выставки – FPV-дроны. Реально боевой FPV-дрон на восьмидюймовой карбоновой раме показала только украинская компания J.E.T., однако он затерялся на партнерском стенде организаторов. Что и понятно: машина сделана из китайских комплектующих, а у китайцев и у самих есть множество вариаций подобных устройств.
Внимание привлекла небольшая компания HQ Innovation из Шэньчжэня. Во-первых, они на своем маленьком стенде показали точную копию нанодрона PD-100 Black Hornet Nano норвежской Prox Dynamics, который стоит на вооружении НATO и ряда других стран. То же время полета – до 25 минут, та же максимальная скорость – 12,5 м/с, аналогичные видео- и тепловизионные камеры, та же масса – 18 г. Но продают китайцы свой Hummingbird Nano UAV в два раза дешевле, причем готовы торговаться.
Еще интереснее оказалась их собственная разработка – Hawk AI Drone. Как понятно из названия, на борту этого FPV-дрона есть система с искусственным интеллектом. Прикрутить туда можно что угодно, но сейчас она служит для реализации VNS (Vision Navigation Systems), два датчика которой расположены на двух перпендикулярных штангах по бокам.
VNS работает по принципу, аналогичному системам навигации крылатых ракет: в случае помех при традиционном ориентировании по спутникам дрон способен лететь автономно по изображению местности. Так как камер две, он, вероятно, может точно определять свою высоту и лететь очень низко.
При собственном весе в 1 кг беспилотник в силах нести трехкилограммовую боевую часть на расстояние до 10 км со скоростью 140 км/ч. Китайцы просят за него 6000 долл. И это дорого. Производители понимают, что FPV- дрон – расходный материал, и стремятся максимально удешевить модели. Себестоимость таких машин в районе конфликта уже снизились до 350 долл. По сути, это самое доступное и эффективное средство поражения в зоне СВО. И вчерашние авиамоделисты теперь дают фору профессиональным конструкторам и оружейным корпорациям. Например, американский беспилотник-камикадзе Switchblade 300 стоит в 10 раз дороже, чем FPV-дрон, а барражирующий боеприпас Switchblade 600 – в 200 раз.
Та же эмиратская корпорация EDGE показала дрон, собранный из четырех плоских фанерных заготовок. В качестве боевой части обычно используют выстрелы от РПГ-7 без двигателя или 82-миллиметровые мины. И прикручивают их не только к квадрокоптерам – на многих стендах демонстрировали FPV-самолеты с камерой в носовой части и тем же выстрелом от РПГ-7. Очень похоже на то, что самые востребованные дроны сейчас делают бывшие авиамоделисты.
Баба-Яга
Еще одна зловещая новинка – дроны-бомбардировщики типа «Баба-Яга». Это беспилотники сельскохозяйственного назначения, имеющие неплохую навигацию и автономный ход. Их выпускают в основном китайские компании – DJI, XAG и Jtilep; как правило, это гексакоптеры. Они достаточно крупные, с очень шумными пропеллерами, небольшой скоростью и малой высотой полета, но с внушительной грузоподъемностью – до 50 кг, а это полтора десятка 82-миллиметровых артиллерийских мин или пара 120-миллиметровых. Из-за военного применения поставки таких дронов в воюющие страны ограничены. Впрочем, машины эти очень дорогие, поэтому сейчас компании-энтузиасты изготавливают аналогичные носители на местах. На выставке подобных бомбардировщиков было великое множество, наибольшее количество показали хозяева – ОАЭ.
Например, концерн EDGE представил сразу три варианта:
- QX-1 с дальностью 10 км и 3-килограммовым боеприпасом,
- QX-2 с дальностью 20 км и 8-килограммовым боеприпасом,
- QX-3 с дальностью 40 км и четырьмя 5-килограммовыми бомбами.
Выглядят модели примерно одинаково и отличаются разве что системами сброса – от обычных замков до роторных механизмов. Демонстрировались также боеприпасы, специально разработанные для сброса с беспилотников.
Карандаши-бомбардировщики
Компания Overwatch Aerospace из Великобритании привезла Pholos Mklc – интересный бомбардировщик, выполненный по вертикальной соосной схеме. В нижней части расположен сбрасываемый боеприпас, в верхней – электродвигатель, складные лопасти и аккумуляторы. Производитель утверждает, что за счет особой конструкции больших лопастей и малой скорости разнонаправленного вращения аппарат отличается очень низким уровнем шума. Pholos наводится как по GPS, так и оператором. Дальность полета – около 5 км, продолжительность – 25 минут, скорость – 10 м/с (но по видео на стенде этого не скажешь). Может нести три вида 1,5-килограммовых БЧ: осколочно-фугасную, кумулятивную и термобарическую. Оператор способен одновременно управлять 10 беспилотниками с возможностью отмены задания и возвращения к месту старта. Подобные «карандаши» показывали и китайские компании, причем в больших количествах.
Авианосцы
Следующий шаг – грузовые беспилотники, несущие на себе FPV-дроны. Их задача – уйти максимально далеко за линию фронта и сбросить камикадзе там, где их меньше всего ждут. Причем носитель может выступать ретранслятором. Судя по некоторым данным, в зоне СВО такие уже есть. На выставке подобную систему показывало эмиратское подразделение израильской компании Elbit Systems – разведывательный дрон-носитель с тремя 1,25-килограммовыми мини-дронами Lanius, которые способны нести 150 г взрывчатки. Стоимость системы запредельная, так что в наших краях она вряд ли появится.
Дальнейшее развитие этой идеи продемонстрировала китайская компания China Aerospace: беспилотник FH-95 (дальность 250 км), который под каждым крылом несет по четыре Switchblade-подобных дрона-камикадзе.
Дело – труба
Switchblade – визитная карточка американской AeroVironment. Отличительная особенность этого беспилотника – старт из трубчатой направляющей, после чего барражирующий боеприпас раскладывает крылья.
Компания показала две последние модификации:
- Switchblade 300 Block 20, снабженный инфракрасной камерой, отличающийся дальностью свыше 20 км и боевой частью 1,8 кг,
- Switchblade 600 с дальностью свыше 40 км и 15-килограммовой БЧ.
Конструкция настолько популярна, что варианты таких боеприпасов можно было увидеть на половине стендов китайских и эмиратских компаний. По сравнению с другими схемами (например, с «Ланцетом») такая система получается дороже, зато она идеально подходит для залпового старта роя дронов-камикадзе и для запуска с помощью разнообразных наземных, морских или воздушных платформ. AeroVironment ничего не говорит про возможность управления роем своих беспилотников, а вот на стендах китайских компаний, производящих аналоги Switchblade, вовсю крутились ролики залповых стартов и поражения целей.
Из VR – на поле боя
Участие в выставке приняла и американская компания Anduril, основанная одним из создателей шлемов виртуальной реальности Oculus Палмером Лаки. Бизнес Лаки строится на противоречиях между компьютерными гигантами Кремниевой долины, отказывающимися работать на оборону, и группами энтузиастов внутри них, которые заинтересованы в поддержке вооруженных сил.
Anduril позиционирует себя как мостик между Пентагоном и инженерами с интересными идеями: они ищут стартапы в оборонной сфере, финансируют их и пытаются продать готовые решения военным. Anduril называют самым противоречивым стартапом в сфере технологий: компания активно разрабатывает автономное оружие, которое считается спорным в Кремниевой долине. При этом фирма обладает большими компетенциями в области ИИ и машинного обучения.
Началось все с технологий наблюдения и разведки, создания системы взаимосвязанных дронов и сторожевых вышек для границы США с Мексикой при Трампе. Несколько лет назад компания купила производителей беспилотников Area-I. Их основной продукт – 12-килограммовый Altius 600M, стартующий из трубчатого контейнера. Его уникальность заключается в телескопических крыльях, размах которых после открытия достигает 3 м. Благодаря таким крыльям машина может оставаться в воздухе до четырех часов, перемещаясь на дистанции до 440 км. Комплектуется дрон быстросъемной головной частью массой до 2,7 кг, которая выпускается в вариантах ISR (сбор и обработка разведданных), SIGNIT (радиоразведка), EW (радиоэлектронная борьба), CUAS (противодействие БПЛА), радиочастотных приманок, ретрансляторов связи, кинетической или боеголовкой для поражения особо важных целей.
Как объяснил сотрудник компании на стенде, в «пузыре РЭБ» Altius способен действовать автономно, а один оператор может управлять несколькими дронами. В апреле 2022 года производитель продемонстрировал это, запустив четыре последовательных роя по семь Altius 600 в каждом, – объединенный рой из 28 дронов искал и уничтожал имитации наземных целей.
Еще один интересный экспонат Anduril – БПЛА Ghost, выполненный по традиционной вертолетной схеме и умещающийся в кейсе от снайперской винтовки. Машину может собрать и подготовить к запуску один оператор, причем менее чем за две минуты и без использования инструментов. Время полета – до 55 минут, дальность – до 12 км (мак- симум 25 км), полезная нагрузка – 4,5 кг, вес – 17 кг.
Перехватчики
По словам разработчиков Anduril, в нынешнем противостоянии беспилотников и средств защиты от них дроны побеждают. Развитие БПЛА сейчас повторяет историю авиации столетней давности: сначала дроны использовались для разведки и целеуказания, позже появились бомбардировщики, а сейчас компании заняты разработкой перехватчиков.
Например, на стенде Anduril стоял Roadrunner – многоразовый дозвуковой автономный летательный аппарат вертикального взлета и посадки с двумя турбореактивными двигателями и модульной конфигурацией полезной нагрузки. Модификация Roadrunner-М – вариант фугасного перехватчика для наземной противовоздушной обороны, который способен быстро взлетать, идентифицировать, перехватывать и уничтожать широкий спектр воздушных угроз. При отсутствии цели аппарат возвращается и может использоваться повторно.
Но это сверхдорогой способ уничтожения БПЛА. Более дешевый – кинетические перехватчики, которые разрушают вражеские дроны воздушным тараном. Так, Anvil контейнерного запуска ищет и поражает БПЛА в автоматическом режиме. Видеоканал служит для идентификации цели и разрешения атаки оператором, а для автономного поиска и наведения на цель используется антенна с фазированной решеткой во фронтальной части. Перехватчик бьет снизу, а ударопрочная конструкция позволяет применять его несколько раз. После испытаний в зоне боевых действий появилась версия с фугасным зарядом – Anvil-M. Представитель Anduril на стенде сказал, что стоимость перехвата все равно выше стоимости цели, а технологии защиты от БПЛА пока находятся в начальной стадии разработки.
Свою версию противодроновой защиты предложил и европейский концерн MBDA, который одним из первых – еще в 2008 году – создал барражирующий боеприпас Fire Shadow и ввел в обиход термин loitering munition. На стенде был макет блочного комплекса Sky Warden, компоненты которого поставляют разные производители. Радар Giraffe 1X – Saab, радиочастотный датчик Hydra 200 – Cerbair, инфракрасную и электрооптическую камеру – HGH, мощный лазер HELMA-P – Cilas.
С беспилотниками борются средствами РЭБ, ослепляют лазером, сбивают ракетами Mistral 3. Сейчас к арсеналу добавили кинетический перехватчик HTK (Hit To Kill) от Novadem. HTK – гексакоптер с треугольным в сечении корпусом, который запускается из шестиугольного контейнера, вмещающего три перехватчика. Носовая часть имеет треугольную форму для снижения сопротивления. После вертикального запуска SKV переходит в горизонтальный полет, наклон корпуса обеспечивает подъемную силу. На средней фазе перехватчик управляется с базовой станции, которая следит за целью с помощью электрооптического датчика, но, когда он оказывается на расстоянии около 200–300 м от цели, включается терминальное наведение на основе видеокамеры в носовой части. HTK весом 1 кг поражает цель на скорости 200 км/ч, носовая часть усилена углеродным волокном толщиной 5 мм для неэластичного удара. Дальность полета – около 2 км, время – около двух минут. На стенде показали только макет, напечатанный на 3D-принтере: система еще находится в стадии разработки.
На проходящей чуть позже в Эр-Рияде выставке World Defense Show 2024 британская компания MARSS Group продемонстрировала свою версию перехватчика Interceptor-LR, предназначенного для уничтожения дронов на расстоянии более 5 км. БПЛА вертикального старта приводится в движение четырьмя электродвигателями со складывающимися винтами на законцовках крестообразного оперения и развивает скорость до 80 м/с. После старта Interceptor-LR использует системы на основе искусственного интеллекта и инфракрасную камеру для автономного отслеживания вражеского беспилотника и нейтрализации его с помощью кинетической энергии с вероятностью 90%. Передние кромки усилены титановым волокном. Производитель утверждает, что за один полет перехватчик может поразить три БПЛА. Модульная конструкция позволяет быстро заменять переднюю часть и крылья, чтобы планер можно было снова ввести в эксплуатацию. Перехватчики взлетают вертикально из контейнерной пусковой установки, которую несложно перевозить на легковом автомобиле или устанавливать на крышах зданий. Стоимость такого аппарата составляет примерно 50 тыс. долл.
Там же компания Tron Future – единственный участник с Тайваня – показывала свой перехватчик T-101, выполненный по самолетной схеме с двумя электродвигателями на крыльях. Под прозрачным обтекателем была видна антенна с фазированной решеткой. Наведение у дрона автономное радио-локационное, а сам перехватчик одноразовый. Однако все эти решения в десятки и сотни раз дороже FPV-дронов, которым наиболее эффективно противодействуют системы РЭБ. Многие производители привезли такие индивидуальные системы, выполненные в виде ранцев с антеннами.
Хозяева
Поразила экспозиция хозяев выставки, особенно концерна EDGE. На стенде был представлен весь спектр боевых роботов – от сверхзвукового ударного дрона Jenian (взлетный вес – 4 т, полезная нагрузка – 480 кг, скорость – 1000 км/ч) и грузовых беспилотников-автожиров до роботизированных наземных платформ и барражирующих боеприпасов. А летающая граната Hunter Handled с двумя миниатюрными соосными винтами и зарядом с поражающими элементами внизу и вовсе выглядела артефактом из фантастических фильмов. Поначалу я думал, что все это только макеты, но на часть экспонатов удалось посмотреть во время демонстрационных полетов, а часть – оценить в деле на видео.
Терминаторы на подходе
Из всего представленного можно сделать невеселые выводы. Большинство разработчиков заявляют об интеграции в свои дроны систем ИИ, которые скоро научатся самостоятельно искать на поле боя вражескую технику и даже отдельных бойцов, и средства РЭБ окажутся перед ними бессильны. Сами беспилотники становятся все более миниатюрными и вездесущими: они летают, плавают, ползают. Защита же заметно отстает: противодроновые системы гораздо дороже аппаратов и недостаточно эффективны. Терминатор из одноименного фильма, по сравнению с боевыми БПЛА ближайшего будущего, выглядит анахронизмом. И это будущее наступило гораздо быстрее, чем нам бы хотелось.