Самому старому кораблю ВМФ России уже 109 лет. Чем удивляет спасатель «Коммуна»

В отличие от той же «Авроры», «Коммуна» продолжает исполнять задачи, ради которых она создавалась – это делает ее старейшим действующим военным кораблем в мире. В этом спасательному судне удивляет все – история появление, причины долголетия и конструкция.
Самому старому кораблю ВМФ России уже 109 лет. Чем удивляет спасатель «Коммуна»
Андрей Бричевский, МО РФ
Содержание статьи

В последние сутки в ряде источников появились сведения, что уникальное судно могло получить повреждения во время атаки дронов. На текущий час Минобороны России не подтвердило и не опровергло эту информацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идея спасателя подводных лодок взята у немецкого флота

Предложил ее один из лучших офицеров-подводников российского флота, капитан субмарины «Кефаль» Василий Меркушов. От коллег, принимавших закупленные в Германии подводные лодки, он знал, что немцы построили корабль «Вулкан», и имел примерные сведения о его конструкции.

Идею Меркушова посчитали здравой и в 1915 году российский «аналог» был достроен, введен в состав флота и окрещен «Волховъ». Свое нынешнее имя «Коммуна» он получил в 1922-м.

Самый старый военный корабль мира – катамаран

Его два корпуса соединяются в носовой и кормовой части, а в середине между ними зияет проем. Над ним возвышаются четыре крановые фермы: такая конструкция позволяет «Коммуне» вставать над затонувшим объектом и поднимать его без угрозы опрокидывания. В правом и левом корпусах находятся два дизельных двигателя. В экипаж корабля входит команда водолазов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Спасательное судно «Коммуна»
Сделано у нас

Вот как описывает подъем затонувшей подлодки Б-9 «Рабочий» Константин Золотовский, военный водолаз и писатель:

«И сразу заработали лебедки на "Коммуне", специальном судне для подъема лодок. Пришли в движение мощные гини. Многострунные тросы, продетые под днище "Девятки", вздрогнули и, натянувшись, медленно поползли вверх. Высокая многоэтажная "Коммуна" огрузла и глубоко вдавилась в воду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

– Вира сильней! — повторил боцман.

«Коммуна» задрожала и подпрыгнула. Это «Девятка» оторвалась от грунта.

Водолазы придвинулись к борту. Наконец под водой, отливая сталью, мелькнула большая сигарообразная тень. Еще не веря своим глазам, смотрели они сквозь воду на ржавую спину лодки, на погнутый конец перископа, на тросы — на все то, что они не раз освещали в глубине Балтики своими тусклыми лампочками. Дружное «ура» раскатилось по морскому простору и эхом отдалось в далеких берегах».

Схема подъема английской подводной лодки L-55 «Коммуной» фото
Схема подъема английской подводной лодки L-55 «Коммуной».
РГАВМФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Защита от коррозии – причина долголетия

При постройке детали корпуса «Коммуны» подвергались воронению – сталь покрывается пленкой оксидов, защищающей ее от появления ржавчины.

Существует миф, что корабль был сделан из особой стали, рецепт которой знали только на российскому Путиловском заводе – «путиловской». Однако специалисты Госархива ВМФ не подтверждают ее: спасательное судно делалось из традиционной мартеновской стали.

Спуск «Волхова» на воду на Путиловской верфи, 1913 г. фото
Спуск «Волхова» на воду на Путиловской верфи, 1913 г.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За время службы «Коммуна» подняла сотни затонувших объектов

Причем не только подводные лодки. «Коммуна» поднимала торпедные катера, самолеты и даже грузовики, ушедшие под лед во время работы «Дороги жизни» на Ладожском озере.

Сразу после принятия в строй «Коммуна» начала функционировать в качестве плавучей базы подводных лодок, заряжая их аккумуляторы, пополняя запасы, выполняя текущий ремонт.

Плавбаза подводных лодок «Коммуна»
РГАВМФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А ее первой спасательной операцией стал подъем лодки АГ-15 «Единорог» в 1917 году.

6 июля – день подъема АГ-15 – на «Коммуне» теперь является судовым праздником».
Подъем АГ-15 спасательным судном «Коммуна»
Подъем АГ-15
РГАВМФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дальше больше: за годы Гражданской войны спасатель поднял 6 подводных лодок, работал в межвоенные годы, спасая севшие на мель суда и совершившие вынужденную посадку в открытом море гидросамолеты. В годы Великой Отечественной войны он вновь служил в качестве плавбазы подлодок типа «Малютка» — маленькие субмарины ее огромные краны могли даже поднять из воды для докования.

Наиболее интенсивно он использовался после Великой Отечественной войны, расчищая фарватеры от затопленных кораблей.

В 1950-1951 годах «Коммуна» прошла капремонт и модернизацию в Бельгии, затем уже в наши дни вторично была модернизирована, причем в ее состав был введен глубоководный исследовательский спасательный аппарат. Если изначально она могла поднимать объекты с глубины не более 55 м, то сейчас может проводить работы на глубине до 3 км.