От «Мартинсайда» до Поликарпова: какими были первые истребители Красной Армии
Сведения об этом периоде в истории отечественных ВВС скудны и разрозненны, поэтому не судите автора строго, если я забыл какой-то самолет.
Martinsyde F.4 Buzzard
Детище одаренного британского конструктора Джорджа Хэндасайда, этот биплан стал одним из самых скоростных истребителей, разработанных за годы Первой мировой войны. Английское командование было в таком восторге от него, что заказало почти 1500 экземпляров. К несчастью для Martinsyde (и большому облегчению всего мира), война закончилась и Королевские ВВС отменили заказ, выкупив лишь незначительную часть этого объема.
После войны британские пилоты перешли на менее совершенные, но более дешевые Sopwith, а Martinsyde переключился на продажу своих машин за границу: их ценили военные пилоты, спортсмены и путешественники.
В том числе, хвалили их и советские асы. РККА закупила 41 экземпляр у британских военных, а советское правительство купило лицензию на их производство и уже в СССР были построены еще 60 одноместных и около 20 двухместных экземпляров. Сначала их использовали как боевые самолеты, а с середины 1920-х – как учебные.
Fokker D.XI
Гораздо меньше известно о голландском истребителе, который на несколько лет составил конкуренцию британским «Мартинсайдам». Конструктор Райнхольд Платц изначально разрабатывал этот полутораплан под ВВС Нидерландов, но те отменили заказ и Фоккер был вынужден искать нового заказчика – и нашел его в лице СССР, США, Румынии и еще трех стран.
Всего было построено 117 единиц, а самое большое авиасоединение, летавшее на D.XI, было в Советском Союзе. Летчики ценили его за маневренность и пусть не лучшую, но приличную скорость и скороподъемность. Служили они до 1929 года в истребительных частях, а затем в разведке и в качестве учебных.
Fokker D.XIII
Самой захватывающей стала история следующего голландского истребителя, разработанного на базе D.XI. К тому моменту СССР и Германия заключили Рапалльский договор о сотрудничестве, позволивший германским военным реализовать секретный план подготовки военных летчиков. Под Липецком была организована летная школа, замаскированная под 4-ю эскадрилью ВВС РККА.
Второй частью плана была фиктивная продажа полсотни D.XIII Аргентине – на самом деле самолеты тайно переправили в СССР. Здесь немецкие летчики шлифовали свои навыки, в том числе в паре с советскими, летавшими на «Мартинсайдах». Наши пилоты отмечали, что новый самолет учебных соперников превосходит их старые машины и по скорости, и по маневренности, и по скороподъемности.
В 1933 году Германия закрыла школу, а самолеты передала СССР. Однако в том же году совершил первый полет выдающийся истребитель-биплан И-15 советского конструктора Поликарпова, с которым «фоккеры» не могли тягаться, и их перевели на второстепенные роли.
И-5
Первый серийный отечественный истребитель, пришедший на смену «иномаркам», чуть не стоил жизни своему создателю.
В 1928 году советское правительство объявило Первую пятилетку. Ее план предусматривал, в частности, создание собственных истребителей и бомбардировщиков. Истребитель разрабатывали параллельно две команды конструкторов: Павел Сухой под шефством Туполева делал И-5, истребитель со стальным каркасом и тканевой обшивкой, а Николай Поликарпов – деревянный И-6 под те же требования.
Сроки дали жесткие, а условия для создания самолетов были чудовищно плохими, и оба коллектива не уложились в сроки, но Поликарпову досталось хлеще: его даже приговорили к расстрелу, но затем заменили казнь на 10 лет лагерных работ. Там он и доводил И-5, в котором к этому времени свели наработки по обоим проектам.
Первый полет новый истребитель совершил в 1929 году, а в войска начал поступать в 1931-м и на пять лет стал главным истребителем нашей страны. Всего было сделано более 800 единиц.