5 самых быстрых самолетов с пропеллером, которые можно увидеть в небе
Считается, что реактивные самолеты более быстроходны, чем винтовые. С одной стороны, факты это подтверждают – действительно, в мире не существует ни одного ныне летающего сверхзвукового самолета с открытым винтом.
Однако не надо недооценивать «турбопропы», как их называют в англоязычной литературе. Некоторые из них – довольно серьезные летуны, которые лишь немного уступают турбовентиляторным авиалайнерам.
Правда, это касается в первую очередь турбовинтовых машин. Самолеты с поршневым двигателем сразу приходится отмести – среди них рекордсменов нет. В середине 20 века многие поршневые истребители развивали скорость около 650 км/ч, но это оказалось практическим пределом, и все ныне существующие поршневые самолеты летают куда медленнее.
А вот турбовинтовые... впрочем, перейдем к конкретике.
5 место. Piaggio P.180 Avanti Evo
Крейсерская скорость: 589 км/ч
Бизнес-самолет из Италии – продукт модернизации предыдущей модели P.180 Avanti. Его особенность — толкающие винты. Летает он почти так же быстро, как бизнес-джеты, при этом расходуя меньше топлива. Правда, его открытые лопасти шумят заметно больше, чем крыльчатки турбовентиляторных двигателей.
4 место. Pilatus PC-21
Крейсерская скорость: 598 км/ч
Швейцарский учебно-тренировочный самолет можно назвать достойным наследником «Яков» и «Аэрокобр» эпохи Второй мировой войны. Он развивает скорость до 685 км/ч, что делает его одним из самых быстрых одновинтовых самолетов и позволяет использовать для тренировки пилотов-истребителей в условиях, максимально приближенных к реальным полетам на боевых самолетах, в том числе для проведения учебного воздушного боя. Его системы авионики имитируют многие принципы военных летательных аппаратов. PC-21 с удовольствием применяют и в гражданской авиации в качестве легкого и быстрого самолета для доставки пассажиров или грузов.
3 место. Lockheed Martin C-130J Super Hercules
Крейсерская скорость: 643 км/ч
Военно-транспортный самолет Lockheed Martin C-130 Hercules летает аж с 1954 года. В девяностых годах компания провела глубокую модернизацию, удлинила фюзеляж и поставила новые двигатели с шестилопастными винтами – так родился C-130J Super Hercules. Скорость – не главное его достоинство, в первую очередь этот транспортник зарекомендовал себя надежностью и неприхотливостью – причина, по которой его с удовольствием покупают не только военные.
2 место: Airbus A400M
Крейсерская скорость: 780 км/ч
Европейский военно-транспортный самолет гораздо моложе американского «Геракла», он начал полеты в 2003 году. Airbus создал его под запрос семи европейских стран, объединенных в Организацию совместного сотрудничества в области вооружений (OCCAR) – плюс Малайзия. Члены альянса были недовольны тем, что приходится отдавать еврики за Super Hercules и попросили авиаконцерн создать свою, европейскую машину.
1 место: Туполев Ту-95
Крейсерская скорость: 710 км/ч
По крейсерской скорости стратегическая «тушка» несколько уступает европейскому транспортнику, но я поставил его на первое место, поскольку по максималке он превосходит все другие ныне летающие машины – 925 км/ч. Не каждый реактивный самолет способен на такое, а A400M уступает ему по этой характеристике на 100 км/ч.
Первый полет этой необычной машины состоялся еще в 1952 году. Необычность заключается в силовой установке: четыре двигателя НК-12 работают на двойные соосные винты, что можно увидеть крайне редко. Из-за них Ту-95 известен не только как самый быстрый, но и самый шумный самолет в мире.