Как в СССР сделали необычный Борт №1: история забытого самолета Ту-116

Никита Хрущев стал первым правителем в нашей стране, кто путешествовал самолетом. Специально к его визиту в США приготовили даже не один самолет, а два – разной конструкции.
Как в СССР сделали необычный Борт №1: история забытого самолета Ту-116
Федеральный архив РФ
В 1959 году главы СССР и США впервые в истории обменялись визитами.

Первым в Советский Союз прилетел президент Ричард Никсон. Ответную поездку Никиты Хрущева планировали провести в сентябре 1959 года. Чтобы не ударить в грязь лицом, советского лидера рассчитывали отправить на новом авиалайнере Ту-114.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как создавали Ту-116

Однако поскольку в то время Ту-114 все еще был на стадии разработки, потом испытаний, то решили на всякий случай сделать «времянку» – на скорую руку переоборудовать под дипломатический самолет бомбардировщик Ту-95М.

Ту-116 самолет
Федеральный архив РФ

С самолета демонтировали все вооружение, а внутри фюзеляжа разместили пять жилых отсеков:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • правительственный салон на 3 места,
  • салон для работников аппарата на 20 мест,
  • кухню,
  • туалет и
  • отдельную каюту для охраны.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В тех местах, где находились салоны, в бортах прорезали иллюминаторы.

Огромный самолет весом почти 100 тонн имел даже парашют для экстренного снижения.

Кроме того, в его длинном фюзеляже нашлось место для двух надувных моторок и трех надувных плотов и аварийных маслобаков для гидросистемы.

самолет Ту-116 салон
Федеральный архив РФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Невезучий трап

«Дипломатический бомбардировщик» получил обозначение Ту-116. Он был готов и прошел все испытания в 1958 году – на год раньше, чем Ту-114. Однако Хрущев наотрез отказался лететь на нем в Америку. Есть легенда, что причиной стал трап-рампа в задней части фюзеляжа. Если верить изданию «Газета.ру», то он со свойственной ему простотой сказал: «Я должен приветствовать их стоя высоко, во весь рост, от двери, а не вылезать из задницы самолёта».

К счастью, Ту-114 сдали вовремя, избавив лидера КПСС от конфузной ситуации.

«Я должен приветствовать их стоя высоко, во весь рост, от двери, а не вылезать из задницы самолёта».
Никита Хрущев Глава СССР в 1953-1964 гг.

А два построенных экземпляра Ту-116 передали в ВВС, где они возили высший комсостав, различные комиссии и инженерно-технические команды вплоть до начала 1990-х. Один из них сохранился до наших дней и сейчас находится в музее истории гражданской авиации в Ульяновске.