Один, только один случай в истории: как «кукурузник» победил американский реактивный истребитель

Биплан По-2 выиграл бой, не успев сделать ни одного выстрела. Все, что ему нужно было для победы, это лететь достаточно медленно.
Один, только один случай в истории: как «кукурузник» победил американский реактивный истребитель
(c) Allan Wilson | Wikipedia
Бой истребителя ВВС США и легкого бомбардировщика Северной Кореи произошел 15 апреля 1953 г., в ходе Корейской войны.

Реактивный Lockheed F-94 Starfire был послан на перехват северокорейского По-2, выполнявшего бомбометание по позициям южнокорейцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К счастью для корейского пилота, он вовремя заметил противника и применил тактику, которую использовали еще советские пилоты, летавшие на таких же По-2, во время Великой Отечественной войны – ушел вниз настолько, что буквально цеплял землю колесами, и стал петлять между деревьями.

Такую мишень очень трудно задержать в прицеле. Для этого пилот-преследователь должен хотя бы несколько секунд удержаться на хвосте у жертвы, летя примерно с такой же скоростью.

Это и погубило американца. Он забыл – или не уследил, – что По-2 не может лететь на скорости выше 120 км/ч. Между тем, для F-94 скорость сваливания в штопор равна 161 км/ч. Увлекшись погоней на бреющем полете, он уронил скорость ниже этого порога и просто упал на землю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот бой – единственный официально зарегистрированный случай, когда биплан одержал победу над реактивным истребителем.

Lockheed F-94 Starfire fighter
Lockheed F-94 Starfire
(c) US Air Force
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По-2 против люфтваффе

Скорее всего, корейский пилот воспользовался этим приемом в подражание советским летчикам времен Второй мировой войны. Известно, что для немецких асов По-2 также был трудной мишенью. «При обнаружении немецких истребителей, русские летчики пытались уйти резкими маневрами, скрыться среди просек леса, прятаться позади деревьев или деревень», – писал Вальтер Швабедиссен в книге «Сталинские соколы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже в те годы скорость сваливания в штопор таких истребителей, как Me-109 или Fw-190, была равна максимальной скорости По-2. Кроме того, этим скоростным истребителям не хватало маневренности, чтобы так петлять между деревьями. За неуязвимость немцы прозвали биплан «Железным Густавом».

«Немцам удавалось сбивать такие самолёты, только если они застигали русского пилота врасплох, зайдя с хвоста и резко снижая высоту и скорость», – заключил немецкий автор.

Биплан По-2
(c) Центральный музей ВВС

Американскому пилоту стоило почитать этот труд перед тем, как бросаться очертя голову на кукурузник.