«Вызывайте Фалькатус!» Как работает полумифическая спецмашина ФСБ
Понятно, что это название спецмашина Федеральной службы безопасности получила за необычную форму однообъемного кузова.
Про «Фалькатус» известно довольно мало, а то, что публиковалось, по-настоящему впечатляет. Броневик базируется на шасси легендарных раллийных машин КамАЗ-4911 Extreme, оснащается 730-сильным дизелем ТМЗ-7Э846 и 12-скоростной коробкой-автоматом ZF. Машина с полной загрузкой весит целых 15,4 т и, несмотря на это, может разгоняться до 160 км/ч.
Необычный дизайн объясняется двумя целями:
усилить защиту и
создать деморализующий, устрашающий эффект.
Зачем клиновидная форма
Идею однообъемного кузова с плоскими гранями впервые предложили в 2003 году два молодых прогрессивных дизайнера ЗИЛ, Святослав Саакян и Андрей Чирков, когда работали над проектом бронеавтомобиля ЗИЛ-3901С1 для российской армии. Наклонные панели с большим наклоном лучше выдерживают удары пуль и взрывы мин, чем вертикальные – тот же принцип в свое время обеспечил хорошую бронезащиту танка Т-34. Сужение кузова в нижней части обеспечивает лучшую защиту в случае подрыва на мине.
Сложная форма играет важную роль в обеспечении противопульной бронезащиты высшего класса 6а. Это значит, например, что машина выдерживает попадание бронебойно-зажигательной пули Б32 из снайперской винтовки СВД.
Вторая идея, унаследованная от зиловского проекта – посадка бойцов в центре машины, лицами к бортам и назад. Это обеспечивает 10 бойцам круговой обзор из десантного отделения и возможность вести стрельбу, не выходя из автомобиля. Для этого со всех сторон в бортах есть бойницы.
Кроме этого, на крыше «Фалькатуса» есть большой люк, над которым возможно установить пулеметную установку.
Более подробных сведений о конструкции и внутреннем устройстве спецавтомобиля практически нет по понятным причинам.
Кто делает
ЗИЛ прекратил свое существование в начале 2010-х. Вместе с ним умерли несколько перспективных разработок бронеавтомобилей, подобных ГАЗ-овскому «Тигру». Проект будущего «Фалькатуса», тогда носивший название «Каратель», выжил благодаря тому, что со стороны Центра специального назначения ФСБ был спрос, подтвержденный деньгами. Поэтому компания «Форт Технология» – партнер ЗИЛ по разработке «Карателя» – взялась завершить работу над ним.
Дизайн будущей машины разрабатывал все тот же Станислав Саакян, к тому времени основавший собственную фирму «Саакян-Дизайн».
Первые образцы «Форт Технология» представил в 2012 году. Доводка заняла около двух лет, после чего был налажен их мелкосерийный выпуск. По имеющимся сведениям, контракт с ФСБ предусматривает изготовление до ста экземпляров.
Как используется
Об этой стороне жизни автомобиля известно еще меньше. Периодически он появляется в разных регионах, но как правило, без афиширования этого факта.
Очевидно, что ЦСН ФСБ этот быстроходный и проходимый автомобиль нужен, чтобы быстро доставить бойцов специального назначения туда, где требуется антитеррористическая операция, прорваться через минные поля и заградительный огонь, позволить им вести огонь под защитой брони.
Если вы хотите знать больше о полумифическом бронеавтомобиле, рекомендую почитать развернутую статью по его истории, подготовленную изданием «Колёса».
А если вам интересна тема машин спецслужб в целом, почему бы не почитать эти наши материалы:
На что были способны «Жигули» для милиции и спецслужб с роторным двигателем.