Во время их выполнения курсанту приходится одновременно работать несколькими органами управления – штурвалом, педалями, закрылками и тягой мотора. Сложность высшего пилотажа заставляет мозг быстрее усваивать навыки управления на уровне автоматизма.
Зачем самолеты делают бочку: 5 полезных функций «бесполезной» фигуры высшего пилотажа

Взять ту же бочку: она лишь на вид кажется простой. Зацените, насколько сложные манипуляции приходится проделать пилоту для выполнения «классической» бочки:
взять штурвал на себя, чтобы задрать нос самолета на 10-15°,
после этого наклонить штурвал вбок, сваливая самолет на одно крыло,
когда крен достигнет 45°, отклонить штурвал от себя, чтобы самолет не свалился в пике,
в положении «на ноже» (когда одно крыло смотрит вниз), верхней педалью удержать нос выше линии горизонта,
в перевернутом положении поставить педали нейтрально,
затем надавить вторую педаль, когда самолет встанет «на нож» другим крылом вниз,
наконец, когда крен уменьшится до 30°, перевести штурвал в положение на себя, корректируя изменение высоты.

Вспомните, как вы в автошколе учились манипулировать рулем, коробкой передач и тремя педалями, и вы поймете трудности начинающего пилота. Если уж он справится с этим маневром в авиашколе, то точно не перепутает педали в обычном полете.
Испытания новых самолетов
Исполнение фигур высшего пилотажа создает большие нагрузки на сам самолет. Поэтому их применяют для испытания новой техники – даже такой, которой в жизни выполнять их не придется.
Например, сверхзвуковой авиалайнер Concorde во время пробных полетов тоже заставляли выполнять бочку.

На авиашоу выполнение этой фигуры на больших гражданских самолетах позволяет производителю блеснуть их надежностью. То, что во время маневров плоскости не отваливаются и самолет не сваливается в штопор, является демонстрацией хорошего запаса прочности и устойчивости.
Варианты боевого применения
Разные модификации бочки творчески применяют военные летчики для получения преимущества в воздушной схватке. Многие из них связаны с тем, что во время бочки скорость самолета падает.

Рассказывают, что однажды знаменитый советский ас Александр Покрышкин следил за учебным боем неопытных пилотов. Один из них сел на хвост другому, а тот сделал бочку в попытке оторваться от противника. При этом он ушел ниже и потерял скорость, в результате поменявшись местами с оппонентом. Покрышкин и другие советские пилоты взяли этот прием на вооружение, назвав его «кадушкой».

Независимо от них летчики-истребители других стран тоже пришли к этому приему. Нередко получалось, что в воздушном бою сходятся два пилота, оба владеющие этим приемом. Когда один из них применяет кадушку, второй парирует, выполняя тот же маневр. Серия таких взаимных кадушек в авиации получила название «вращающихся ножниц» (rolling scissors).
Если же преследуемый летчик закладывал крутой вираж, атакующий мог выполнить бочку в соединении с крутым разворотом и горкой, и таким образом сохранить положение сзади.

Другим примером служит маневр, который применяли пилоты британских истребителей Supermarine Spitfire в силу одной технической особенности своих самолетов. Уходя в пикирование, они клали самолет на крыло и выполняли полубочку.
Объясняется это тем, что моторы Rolls-Royce Merlin английских истребителей оснащались топливной системой с карбюратором – в отличие от «Мессеров», которые уже могли похвастаться системой прямого впрыска. Карбюратор не может работать в невесомости или в перевернутом положении, поэтому при пикировании, когда самолет на время оказывается в невесомости, двигатель может заглохнуть. Выполняя переворот, англичане компенсировали потерю гравитации.