Как советские партизаны изобрели простенькое устройство, чтобы пускать немецкие поезда под откос без динамита

Диверсии на линиях снабжения войск оккупантов — одна из основных задач партизан. Однако поскольку они отрезаны от своих, то взрывчатки для этой деятельности часто не хватало. Дефицит тротила заменяла изобретательность и технические знания.
Как советские партизаны изобрели простенькое устройство, чтобы пускать немецкие поезда под откос без динамита
(c) livekuban.ru
Забегая вперед, скажем, что и у современных железнодорожников есть устройства, которые позволяют контролируемо уронить поезд с рельсового пути.

Партизанские отряды времен Великой Отечественной войны пользовались тем же устройством, что и путевые службы РЖД наших дней. Его придумал грузинский инженер Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе. До войны он работал на железной дороге, затем участвовал в битвах на Украине, получил ранение и попал в плен. В 1942 году инженер бежал из плена и вступил в партизанский отряд, действовавший в окрестностях Минска.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
До войны Шавгулидзе работал инженером на железной дороге фото
До войны Шавгулидзе работал инженером на железной дороге.
vsr.mil.by

По его имени изобретение в дальнейшем называли «клином Шавгулидзе» или попросту «партизанским клином». Клин ставили на один из рельсов за несколько минут до прибытия железнодорожного состава и крепили двумя болтами. Попав на него, колесо паровоза уводилось в сторону и соскальзывало с рельса. После этого поезд было уже не спасти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Клин Шавгулидзе» фото
«Клин Шавгулидзе»
Kulturologia

Изготавливалось приспособление кузнечной сваркой нескольких простых металлических частей. Сделать такой можно было даже в деревенской кузне.

Тихое оружие

Впервые клин Шавгулидзе был опробован зимой 1942-1943 годов. Его производство и применение быстро освоили и другие партизанские отряды, действовавшие на территории Белорусской ССР. От отряда к отряду его форма и конструкция могли незначительно отличаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и зачем клин используют сейчас

В наши дни это устройство называют «сбрасывающим башмаком». Используют его в мирных и гуманных целях — чтобы остановить потерявший контроль поезд. Если крушение состава сделать контролируемым, можно на сколько-то уменьшить ущерб, который авария причинит, и избежать человеческих жертв.

Интересуетесь историей железных дорог? Ранее Techinsider рассказывал: