Как советские партизаны изобрели простенькое устройство, чтобы пускать немецкие поезда под откос без динамита
Партизанские отряды времен Великой Отечественной войны пользовались тем же устройством, что и путевые службы РЖД наших дней. Его придумал грузинский инженер Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе. До войны он работал на железной дороге, затем участвовал в битвах на Украине, получил ранение и попал в плен. В 1942 году инженер бежал из плена и вступил в партизанский отряд, действовавший в окрестностях Минска.
По его имени изобретение в дальнейшем называли «клином Шавгулидзе» или попросту «партизанским клином». Клин ставили на один из рельсов за несколько минут до прибытия железнодорожного состава и крепили двумя болтами. Попав на него, колесо паровоза уводилось в сторону и соскальзывало с рельса. После этого поезд было уже не спасти.
Изготавливалось приспособление кузнечной сваркой нескольких простых металлических частей. Сделать такой можно было даже в деревенской кузне.
Тихое оружие
Впервые клин Шавгулидзе был опробован зимой 1942-1943 годов. Его производство и применение быстро освоили и другие партизанские отряды, действовавшие на территории Белорусской ССР. От отряда к отряду его форма и конструкция могли незначительно отличаться.
Как и зачем клин используют сейчас
В наши дни это устройство называют «сбрасывающим башмаком». Используют его в мирных и гуманных целях — чтобы остановить потерявший контроль поезд. Если крушение состава сделать контролируемым, можно на сколько-то уменьшить ущерб, который авария причинит, и избежать человеческих жертв.
Интересуетесь историей железных дорог? Ранее Techinsider рассказывал: