Как родилось знаменитое топливо люфтваффе: странный эпизод из истории химии

Любители военной истории наслышаны, что в годы Второй мировой войны немецкие химики делали для своей военной техники синтетический бензин. Как его получали, был ли он лучше обычного топлива и почему немцы после войны отказались от него?
Как родилось знаменитое топливо люфтваффе: странный эпизод из истории химии
(c) Bundesarchiv
Собственных нефтяных месторождений у Германии нет, а в годы Второй мировой войны страна была фактически отрезана от мировых поставок нефти.

Зато Германия богата залежами угля. Готовясь к войне, немецкие химические концерны начали развивать технологии, которые позволили бы стране не зависеть от чужой нефти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Процесс Бергиуса

Обычно бензин получают путем перегонки нефти, но это не единственный способ. Кроме перегонки, существует способ синтеза из разных видов сырья — например, из того же угля.

Заправка истребителя Me-109 в полевых условиях фото
Заправка истребителя Me-109 в полевых условиях.
(c) Bundesarchiv

Для этого используется так называемый процесс Бергиуса. Смесь угля и водорода нагревают под большим давлением в присутствии катализаторов на основе оксида железа, олова и молибдена. В таких условиях происходит сжижение угля. Полученную жидкость методом гидрокрекинга расщепляют до коротких молекул углеводородов, а из них уже синтезируют бензин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1927 году конгломерат немецких концернов IG Farben Industrie впервые наладил производство бензина таким способом. К началу войны химики Германии хорошо освоили этот процесс и ежесуточно делали до 1400 т отличного авиационного бензина.

Октановая гонка

По большому счету, в Германии делали два сорта бензина: «синий» B-4 с октановым числом 89 и «зеленый» С-3 с октановым числом 100. Синтетический бензин стоит дороже, чем бензин прямой перегонки, но отличается чистотой.

Топливозаправщик около транспортного самолета-гиганта Me-323 фото
Топливозаправщик около транспортного самолета-гиганта Me-323.
(c) World War Photos
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, ставка на процесс Бергиуса позволила немцам первыми получить высокооктановый бензин. Слава немецких авиационных моторов тех лет во многом опирается именно на то, что они проектировались под очень качественное топливо.

Уже в ходе войны союзникам СССР удалось захватить несколько немецких самолетов и тщательно их изучить, и они обнаружили, что по топливу Германия имеет преимущество. С этого момента началась «октановая гонка", когда обе стороны тягались за создание все более высокооктанового топлива. Так что к концу войны октановое число достигло 150.

После войны

По условиям мира, немецким предприятиям долго было запрещено заниматься разработками технологий синтезирования топлива из угля. Лишь в 1970-х, когда грянул первый нефтяной кризис, эти технологии снова начали активно развивать и применять.