Шлем пилота F-35 Lightning II стоит больше, чем целый вертолет: что он дает за эти деньги

Когда стоимость шлема нового американского истребителя впервые была названа публично, Пентагон получил солидную порцию критики. Разбираемся, за что одни хвалят, другие ругают чудо-шлем.
Шлем пилота F-35 Lightning II стоит больше, чем целый вертолет: что он дает за эти деньги
(c) SrA Brett Clashman
Шлем каждого пилота F-35 обходится американским налогоплательщикам в $400000.

Для сравнения, за популярный двухместный вертолет Robinson R22 вам придется отдать всего $318000. За целый вертолет, Карл. Никогда раньше шлемы военных пилотов не стоили так дорого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако и столь сложных головных устройств конструкторы пока не создавали. Злополучный шлем — совместный продукт производителя авионики Rockwell Collins и Elbit Systems, и он играет свою роль в том, чтобы Lockheed F-35 Lightning II действительно можно было отнести к пятому поколению истребителей.

Фишки шлема

Давайте ограничимся только цифровыми новшествами. Главным нововведением стал проекционный дисплей, встроенный в визор шлема (стекло, защищающее лицо летчика), на котором отражается ключевая информация, важная для управления самолетом и для ведения боя. Ранее проекционные шлемы встраивались не в шлем, а в фонарь кабины, и чтобы считать информацию, пилоту нужно было смотреть вперед. Теперь она находится перед его глазами, куда бы он ни смотрел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая фитча — встроенная в шлем камера ночного зрения, интегрированная с дисплеем шлема.

Симулятор F-35 Lightning II фото
Симулятор F-35 Lightning II
(c) Cpl. Michael Thorn
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третья, самая интересная — это технология дополненной реальности. Если верить описанию, то, бросив взгляд вниз, пилот видит земную поверхность и объекты под собой через пол кабины, синтезированную на основе данных распределенной антенной системы. Дисплей также отображает в дополненной реальности узлы самолета, используя сеть датчиков, встроенных в них.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Минусы тоже есть

Первый блин комом, как говорится — суперновинка оказалась не без изъянов.

Пилоты F-35 видят пространство под собой в дополенной реальности.
Пилоты F-35 видят пространство под собой в дополенной реальности. Сопровождающие их F-18 Hornet этой технологией не оснащены.
(c) Lt. Darin Russell

Больше всего критики военное командование хлебнуло за то, что вес нового шлема превысил порог, допустимый по медицинским требованиям. Тяжелый предмет на голове повышает риск шейных травм при катапультировании.

Вторым поводом для противников новшества стала капризность встроенных в него прибамбасов.

Наконец, спрашивают критики, стоят ли полученные новые возможности тех денег, которые уходят на закупку шлемов.

Пока в оправдание цены можно сказать лишь, что создатели F-35 немного сэкономили, отказавшись от проекционного дисплея в фонаре кабины — ведь он уже есть в шлеме. Ответы на другие вопросы еще предстоит получить.