Сколько времени нужно, чтобы экстренно посадить вертолет: рассказ военного летчика
Поэтому его отрабатывают заблаговременно, рассказывает Дэвид Денсфорд, американский летчик, 24 года летавший бортмехаником на транспортных вертолетах CH47 Chinook.
Существует довольно много ситуаций, когда нужно быстро потерять высоту. Например, пожар на борту, обрыв или разрушение трансмиссии, утечка топлива или других пожароопасных жидкостей. В военных конфликтах зачастую бывает нужно таким образом быстро уйти с линии атаки.
Пикирование
«Мы сбрасывали тягу, опускали нос на 30 градусов и выкручивали горизонтальные рули на 20 или более градусов для максимального сопротивления, — говорит он. — Настежь открывали форточки в кабине, чтобы вытеснить дым, чтобы пилот мог видеть и дышать».
Пикируя, тяжелый вертолет падал с неба со скоростью около 18 м/с. «Если посчитать, то, если бы мы летели на высоте 1500 м над уровнем моря и произошла аварийная ситуация, мы бы еще горели 1,5 минуты до того, как можно было бы гасить скорость падения и заходить на посадку, — говорит Денсфорд. — Представьте себе, что вы позвонили в службу поддержки и вас попросили повисеть на трубке полторы минуты, и вы почувствуете, как это долго. С одной стороны, это не так мало для пилота, ищущего подходящее место для посадки. С другой, не слишком веселое ожидание для живых в кабине».
Реальная авария
Денсфорд упомянул, что однажды отработанные навыки пригодились, когда в форте Рукер из-за утечки в гидравлической магистрали горючая жидкость попала в вентиляционные отверстия генератора. «Бам! Огненный шар вырвался наружу, расплавил пластиковый козырек на лице пилота и обжег ему нос», — рассказывает он.
Все члены экипажа и пассажиры успели получить ожоги, а один пассажир, спавший в момент аварии, от неожиданности выпрыгнул наружу. Привязные ремни удержали его от падения с большой высоты — так он и висел снаружи до самого приземления. Впрочем, аварийная посадка завершилась благополучно.