Какой вездеход лучше — колесный, гусеничный или полугусеничный? Вот как на этот вопрос ответили в СССР

История последнего советского полугусеничного грузовика дала точный ответ на этот вопрос.
Какой вездеход лучше — колесный, гусеничный или полугусеничный? Вот как на этот вопрос ответили в СССР
В общественном достоянии
Всю первую половину 20 века полугусеничные автомобили играли большую роль в истории вездеходной техники.

От снегохода Кегресса до военных грузовиков ГАЗ-60 и ЗИС-42, хорошо показавших себя в годы Великой Отечественной войны, они много раз выручали там, где обычные машины, даже полноприводные, не справлялись.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А после Второй мировой войны их история резко обрывается — такое складывается впечатление. На деле, именно в первые послевоенные годы произошла главная битва между гусеничными и полугусеничными конкурентами. Пусть в ней и участвовало менее десятка машин.

АП-41 против С-22

Ближе к 1950 году на Горьковском автозаводе построили несколько экземпляров полугусеничного вездехода ГАЗ-41 (военные присвоили ему собственное обозначение АП-41) с кабиной, двигателем и шасси от массового грузовика ГАЗ-51 и гусеничным модулем от легкого танка. Заводские испытания машины показали, что этот вариант отличается лучшей проходимостью, чем колесный вездеход ГАЗ-63.

Затем обе машины отправили на ведомственные испытания, присоединив к группе экспериментальные гусеничные вездеходы С-22. И вот здесь вскрылась колоссальная разница. С-22 уверенно шли по 40-сантиметровому тяжелому весеннему снегу с грузом и пушкой на буксире. АП-41 шли у них в хвосте порожняком, но затем один из водителей попытался обогнать гусеничных «конкурентов» — и увяз в снегу. В целом за время пути С-22 несколько раз приходилось вытаскивать АП.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
С-22 буксирует пушку Д-44, поставленную на лыжи. фото
С-22 буксирует пушку Д-44, поставленную на лыжи.
В общественном достоянии

Дальнейшие испытания вскрыли и другие недостатки АП. Рывки и толчки, создаваемые гусеничным шасси, быстро изнашивали двигатель, сокращая его ресурс в разы. Гусеницы тоже служили всего пару тысяч километров, после чего требовали замены. Раму приходилось серьезно усиливать, по сравнению с ГАЗ-51 и ГАЗ-63.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, такие машины оказались сложнее и дороже, чем чисто гусеничные или чисто колесные. Например, для нормальной поворачиваемости их приходилось оснащать сразу и автомобильным рулевым механизмом, и гусеничным, притормаживающим в поворотах одну из гусениц.

Поэтому, как только появились гусеничные вездеходы с приемлемой надежностью, динамикой и экономичностью, от «гибридов» отказались и Советская армия, и народное хозяйство.

А вот легкие полугусеничные вездеходы продолжали разрабатывать вплоть до восьмидесятых годов — почему так и что в итоге получилось, Techinsider рассказывал здесь.