«Кто тебя — сам себя»: почему экипажи авианосцев боятся эффекта домино
Каждый раз причиной тяжелых повреждений становился эффект домино: взрыв первого боеприпаса провоцировал детонацию следующих, и так далее.
Первая доминошка
В таких ситуациях самый загадочный фактор — это «первая упавшая кость». Иначе говоря, что запускает череду взрывов? А загадочный потому, что пока он не случится на практике, о его существовании часто не подозревают. Вот как это происходило в третьей из серии крупных подобных аварий.
В 1969 году крупнейший авианосец мира «Энтерпрайз» готовился выпустить в небо истребители F-4 Fantom. Когда техники подкатили пневматическое устройство запуска реактивного двигателя к одному из них, летчик заметил, что его выхлопная труба направлена прямо на одну из ракет Zuni, прицепленных под крылом. Он попытался их образумить, но они то ли не сочли это опасным, то ли не поняли из-за шума. Добиться понимания пилот не успел: всех их снесло взрывом детонировавшей ракеты.
Это было лишь первым несчастьем в длинной цепи взрывов — всего их было 18. Из баков самолета и ракеты разлилось и вспыхнуло топливо. От жара рванула бомба на соседнем пилоне, пробив в палубе пробоину диаметром более 2 м. Горящее топливо потекло на нижние палубы. Этот взрыв разорвал пожарные шланги и уничтожил системы пенотушения. Хуже того, он повредил стоящий по соседству летающий танкер, добавив еще несколько десятков тонн керосина к пожару.
Самые тяжелые последствия принес взрыв трех бомб, лежащих на тележке, оставивший после себя еще более крупную дыру.
Потери были огромными: 28 погибших моряков и летчиков, $126 миллионов ущерба. Другие авианосцы, на которых случался эффект домино — «Орискани» в 1966 году и «Форрестол» в 1967-м — пострадали еще сильнее.
В более поздние годы подобных крупных происшествий не случалось. Научились-таки отлавливать фактор «первой кости».