Можно ли на авианосец посадить большой транспортник
На беду, они при этом оказываются фактически оторваны от базы. В авиагруппу любого крупного авианосца входит один или несколько посыльных самолетов, но их размер и дальность ограничены по понятным причинам. А что если понадобится срочно доставить большой груз или привезти большую партию специалистов?
«Зацени, ма»
В 1963 году американские военные решили для эксперимента проверить, сможет ли на авианосец приземлиться и снова взлететь четырехмоторный турбовинтовой Lockheed Martin C-130 Hercules — основной транспортник ВВС США. Проблема в том, что даже с минимальным грузом в 2 тонны такому гиганту надо более 400 м ВПП для разбега, а с полной загрузкой почти полтора километра! Между тем, палубы авианосцев в длину чуть больше 300 м, а его аэрофинишеры и стартовые катапульты не рассчитаны на работу с самолетом весом под 80 тонн.
Для эксперимента доработали один KC-130, летающий танкер на базе «Геркулеса». Амортизацию носовой опоры шасси сделали мягче, чтобы она справилась с жесткой посадкой. Основное шасси оснастили антиюзовой системой, а крыльевые гондолы с заправочным оборудованием сняли. Чтобы помочь самолету быстрее остановиться, авианосец Forrestal двигался против ветра.
В первую пробу C-130 приземлился и остановился прямо напротив капитанского мостика. Наблюдавшие члены экипажа разразились аплодисментами и смехом: надпись на фюзеляже самолета гласила: «Зацени, ма, крюка-то нет».
За 2 месяца испытаний транспортник совершил несколько взлетов и посадок с разной загрузкой и при разном ветре. Хотя ВМФ пришли к выводу, что теоретически C-130 Hercules может перевозить доставлять на палубу до 11 тн груза на расстояние 4000 км. Однако адмиралы на этом удовлетворились и развивать тематику не стали.
Этот эксперимент вписан в Кригу рекордов Гиннесса и до сих пор не побит.