Зачем на самолетах люфтваффе красили желтые полосы

В начале войны вермахт, казалось бы, презрел все правила маскировки и нанес на свои самолеты желтые полосы. Потом убрал, но они тут же появились на самолетах союзников.
Зачем на самолетах люфтваффе красили желтые полосы
D. Miller/Wikimedia Commons
В военных конфликтах 1930-х, в которых Германия активно участвовала, немецкие самолеты еще не несли подобных обозначений.

Окраску самолетов строго контролировало Министерство авиации (Reichsluftfahrt Ministerium, RLM), согласно разработанным стандартам. Те же правила действовали и в начале Второй мировой войны, с момента нападения на Польшу и до оккупации Франции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Переломным моментом стала Битва за Британию — изнурительное воздушное сражение над Ла-Маншем, когда немецкое командование впервые обнаружило, что планы могут нарушаться. В августе 1940 года немецким асам пришлось участвовать в жесточайших боях с английскими пилотами, когда в плотный клубок завязывались «Мессеры» с одной стороны, «Харрикейны» и «Спитфайры» с другой. В неразберихе нередко пилоты пускали очередь по своим.

В некоторых эскадрильях люфтваффе рискнули отойти от маскировочной схемы, перекрасив в «цыплячий» желтый хвосты своих Bf 109. В других случаях красили капот или концы крыльев, либо делали широкое желтое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа.

Желтый цвет работал лучше, чем символика: его можно распознать даже угловым зрением или на высокой скорости, когда глаз не успевает сфокусироваться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вскоре эта схема стала популярной. Переняли ее и экипажи бомбардировщиков Junkers Ju-88 и Heinkel He-111, по которым частенько палила родная зенитная артиллерия.

А потом желтый цвет исчез

За следующие пару лет после Битвы за Британию немцы потеряли перевес в воздухе и на западном, и на восточном фронте, и после этого стали больше опасаться чужих зениток и истребителей, чем огня по своим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Junkers Ju-88 с желтыми областями на нижней стороне крыла
Junkers Ju-88 с желтыми областями на нижней стороне крыла — лекарство от поражения собственной зенитной артиллерией.
Military Review
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В довершение бед, в Германии стал ощущаться дефицит кобальт-содержащих пигментов и производство желтой краски стало невозможным.

Примечательно, что вскоре после этого желтые полосы появились на британских истребителях. Их союзники из США тоже стали отказываться от маскировки, переходя на серебристую окраску с чередующимися черными и белыми полосами на крыльях.

Youtube-канал Premier History представил упрощенную версию этой истории, но его 5-минутный ролик стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы полюбоваться на эти великолепные старинные самолеты.

Нажми и смотри