Зачем на самолетах люфтваффе красили желтые полосы
Окраску самолетов строго контролировало Министерство авиации (Reichsluftfahrt Ministerium, RLM), согласно разработанным стандартам. Те же правила действовали и в начале Второй мировой войны, с момента нападения на Польшу и до оккупации Франции.
Переломным моментом стала Битва за Британию — изнурительное воздушное сражение над Ла-Маншем, когда немецкое командование впервые обнаружило, что планы могут нарушаться. В августе 1940 года немецким асам пришлось участвовать в жесточайших боях с английскими пилотами, когда в плотный клубок завязывались «Мессеры» с одной стороны, «Харрикейны» и «Спитфайры» с другой. В неразберихе нередко пилоты пускали очередь по своим.
В некоторых эскадрильях люфтваффе рискнули отойти от маскировочной схемы, перекрасив в «цыплячий» желтый хвосты своих Bf 109. В других случаях красили капот или концы крыльев, либо делали широкое желтое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа.
Желтый цвет работал лучше, чем символика: его можно распознать даже угловым зрением или на высокой скорости, когда глаз не успевает сфокусироваться.
Вскоре эта схема стала популярной. Переняли ее и экипажи бомбардировщиков Junkers Ju-88 и Heinkel He-111, по которым частенько палила родная зенитная артиллерия.
А потом желтый цвет исчез
За следующие пару лет после Битвы за Британию немцы потеряли перевес в воздухе и на западном, и на восточном фронте, и после этого стали больше опасаться чужих зениток и истребителей, чем огня по своим.
В довершение бед, в Германии стал ощущаться дефицит кобальт-содержащих пигментов и производство желтой краски стало невозможным.
Примечательно, что вскоре после этого желтые полосы появились на британских истребителях. Их союзники из США тоже стали отказываться от маскировки, переходя на серебристую окраску с чередующимися черными и белыми полосами на крыльях.
Youtube-канал Premier History представил упрощенную версию этой истории, но его 5-минутный ролик стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы полюбоваться на эти великолепные старинные самолеты.