Самому старому из ныне летающих самолетов уже 114 лет: где можно увидеть «дедушку авиации»
Автомобильный инженер увлекся авиацией около 1900 года, еще до первого полета братьев Райт, и стал экспериментировать с разными конструкциями — орнитоптерами, планерами и другими.
Лишь в 1909 году, когда он привлек к работе нескольких других пионеров авиации, таких как Раймон Сольнье и конструктор пропеллеров Люсьен Шовьер, он создал вполне рабочий агрегат. Доведя самолет до ума, Блерио отважился попробовать перелететь через Ла-Манш — и своим успехом наделал много шума. К нему посыпались заказы.
Конструкция раритета
Хотя Bleriot XI роднит с современными самолетами то, что он моноплан, конструкция и способ, каким он управлялся, серьезно отличаются. Фюзеляж и крылья собраны на каркасе из ясеня, усиленном стальными расчалками. Элеронов и закрылков в крыльях нет, а маневры совершаются за счет скручивания крыльев. Сухой вес составлял всего 260 кг при размахе крыла 7,79 м. Большинство экземпляров оснащались звездообразным 3-цилиндровым мотором Anzani мощностью 25 л. с.
Летающая школа
Так получилось, что больше всего Bleriot XI работали в качестве учебных самолетов. Для многих легендарных авиаторов тех лет это был первый самолет в их жизни.
К началу Первой мировой войны Bleriot XI завербовали во французскую и итальянскую армию. В 1914-м он все еще считался относительно современным самолетом, при этом был одним из самых массовых и хорошо освоенных. Он много использовался для разведки, небольших бомбометаний и других целей. Затем, когда ему стало трудно соревноваться с более современными моделями, сохранившиеся экземпляры стали переводить в учебно-тренировочные.
Живая история
В мире сохранилось несколько оригинальных самолетов этой модели. Самый первый, на котором Луи Блерио совершил перелет через Ла-Манш, сейчас находится в Консерватории искусств и ремесел в Париже.
Но более интересны три экземпляра, до сих пор способные летать.
- Один находится в английском графстве Бедфордшир, в коллекции Shuttleworth.
- Другой – в США, в музее Old Rhinebeck Aerodrome в городке Ред Хук штата Нью-Йорк.
- Третий – в Шведском национальном музее науки и техники.
Учитывая их возраст и уникальность, в наши дни эти самолеты делают лишь короткие полеты на местных авиашоу.