«Волынь» против «Хафлингера»: чем отличались самые маленькие военные машины СССР и НАТО
Названный «Хафлингером» в честь породы низкорослых, но очень резвых и сильных лошадок, выведенной в Австрии, он должен был заменить в войсках американские «Виллисы».
Два года спустя в СССР на конвейер поставили небольшой армейский автомобиль, который в войсках назвали «транспортер переднего края» (ТПК). По заводскому обозначению – ЛуАЗ-967.
Сходство между советской и западной машинами сразу бросается в глаза.
- Обе очень компактные и весят настолько мало, что 4 солдата могут поднять их на руки.
- У обеих – необычная независимая подвеска с колесными редукторами, благодаря которым кузов сидит очень высоко над землей.
- И там, и там двигатель воздушного охлаждения.
Неужели плагиат?
Энтузиастам отечественной техники беспокоиться не о чем. Достаточно взглянуть на отличия, которых тоже наберется немало.
- Компоновка и двигатель – у австрийца мотор оппозитный и находится сзади, а над ним – небольшая грузовая платформа. V-образный мотор ТПК находится спереди.
- Наша машина еще и умеет плавать.
- Но самая интересная фишка – возможность рулить лежа. Рулевая колонка ТПК опускалась, спинка сиденья и лобовое стекло откидывались и водитель управлял машиной, укрываясь от пуль за двигателем. На то он и транспортер переднего края.
Правда в том, что советские конструкторы внимательно изучали «Хафлингер». Присмотреться стоило, ведь создал машину гениальный Эрих Ледвинка, один из лучших автоконструкторов всех времен. А переварив впечатления от увиденного, создали аутентичный автомобиль.