Профессиональная проблема: почему пилоты-истребители теряют сознание при высоких перегрузках
Чтобы мозг нормально работал и оставался в сознании, он должен постоянно омываться свежей кровью, богатой кислородом. Голова находится выше сердца, поэтому последнему приходится преодолевать силу тяжести, чтобы накачать кровь в мозг. В нормальных условиях силы сердечных мышц хватает.
Однако в момент выхода из крутого пике или на вираже человека – а значит, и кровь – тянет вниз с силой в 8-10 раз больше силы тяжести. Тогда потяжелевшая кровь отливает от мозга, перетекая в живот и ноги, и у пилота наступает кислородное голодание. Достаточно всего 4-5 секунд, чтобы он потерял сознание.
Как побороть «отключку»
Как только маневр заканчивается, кровь снова приливает к мозгу и ясность в голове возвращается. Но момент отключки может быть очень опасным, поскольку несколько секунд самолет летит без управления. Поэтому пилоты все-таки используют разные техники, чтобы избежать этого. Одни громко говорят сами с собой, другие поют, третьи изо всех сил сжимают мышцы шеи. Кроме того, применяются противоперегрузочные костюмы, которые препятствуют перетеканию крови в нижнюю часть тела и увеличивают переносимость перегрузок примерно на 1g. Смысл всех этих действий в том, чтобы задержать кровь в голове, зажав вены, по которым она утекает.