Войны аэростатов: кто и за кем шпионил с помощью воздушных шаров
По этому случаю американские спецслужбы заявили, что в КНР действует обширная разведпрограмма с использованием аппаратов легче воздуха и подобные запуски происходят довольно регулярно (подробнее об этом можно почитать здесь).
Самое время вспомнить, что нынешняя тактика китайских военных копирует аналогичную, но куда более масштабную американскую программу советской эпохи.
Программа Genetrix
В середине пятидесятых годов президент Штатов Дуайт Эйзенхауэр дал добро на запуск масштабной шпионской и пропагандистской кампании с использованием аэростатов. Её основной целью стало наблюдение за ядерными испытаниями и развёртыванием ядерных вооружений в СССР, странах Варшавского договора и КНР. Выбор в пользу аэростатов был продиктован простым соображением: шары, наполненные гелием, могли летать на высоте от 10 до 20 км, в зоне недосягаемости для большинства перехватчиков той эпохи.
За последующие 3 года было запущено около 500 аэростатов со стартовых площадок в Норвегии, Шотландии, Западной Германии и Турции, а для наблюдения за территорией КНР — из Южной Кореи. Большинство из них были сбиты советскими ПВО или снесены ветром в сторону. Тем не менее, 54 единицы благополучно пересекли территорию СССР и были снова выловлены американскими военными, согласно Википедии. Из них 31 содержали ценные фотографии территории в 2,8 миллиона кв. км.
Затем в 1969-1971 годах США «атаковали» КНР аналогичной армадой аэростатов. По данным Народной освободительной армии, китайские лётчики сбили более 300 аэростатов. Сколько всего было запущено американцами, история умалчивает.
Затем США снова провели программу наблюдений за территорией СССР и Восточной Европы в 1978-1984 годах.
Уязвимые на восходе солнца
Хотя полёты разведывательных аэростатов проходят выше потолка советских перехватчиков той эпохи, лётчики-истребители нашли подход, позволяющий с ними бороться. Они учли, что аэростаты легче «достать» на восходе солнца. В этот момент температура баллона падает, гелий в нём сжимается и шар опускается в более плотные слои атмосферы. Истребитель может приблизиться к нему с помощью манёвра подскока: сначала пилот разгоняет самолёт на максимальной высоте, а затем выполняет фигуру высшего пилотажа «горка» и оказывается на одной высоте с аэростатом.
Иронично, что материя американских баллонов, устойчивая перед колебаниями температур и радиацией, была позже задействована в советской космической программе «Луна-3», в ходе которой впервые были получены фотоснимки обратной стороны Луны.