Зачем в СССР делали гигантские «Антеи», «Русланы» и «Мрии»

Самым популярным транспортным самолётом в России является Ил-76, его грузоподъёмность составляет 47 тонн. Между тем, в СССР создавались гораздо более тяжёлые самолёты. Кому нужна была такая мощь и почему сейчас про эти самолёты почти ничего не слышно?
Зачем в СССР делали гигантские «Антеи», «Русланы» и «Мрии»
Mil.ru

Ан-22 «Антей» совершил первый полёт в 1965 году.

В авиации этот самолёт произвёл революцию, уже своим появлением собрав несколько мировых рекордов. В том числе, он стал первым широкофюзеляжным самолётом мира, на 5 лет опередив Boeing 747. При длине более 57 м и размахе крыла 64 м «Антей» способен поднять до 80 т груза, а его максимальная взлётная масса составляет 227 т. Только запас топлива в его баках весит 96 т.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Турбовинтовой гигант создавался как военно-транспортный самолёт, рассчитанный брать на борт грузы или до 290 солдат, 202 раненых или 150 парашютистов десантников. «Антей» активно использовался везде, где требовалось быстро перебросить большой объём грузов, и необязательно военных. При переброске советских войск в Афганистан эти самолёты сделали около 400 рейсов, затем на них лег большой объём работы при выводе Западной группы войск из Восточной Европы. Из мирных миссий самыми большими стали устранение последствий землетрясения в Ереване и аварии на Чернобыльской АЭС.

Ресурс «Антеев» составлял небольшие 26 лет и он давно исчерпан. Есть сведения, что менее десятка самолётов продолжают эксплуатироваться и ещё около двух десятков хранятся в законсервированном состоянии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ан-124 «Руслан»

Ан-124 Руслан
Айнур Казымова, Wikipedia. CC4.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ещё более крупный «Руслан» предназначался для замены «Антеев» в военно-транспортной авиации. При длине более 69 м и размахе крыльев более 73 м он поднимает до 120 т груза и может взлететь с полной массой 392 т.

На службу «Русланы» заступили в 1991 году. Всего было построено 55 единиц, использовавшихся довольно активно. Однако из-за проблем с обеспечением их необходимыми комплектующими их использование постепенно сошло на нет: детали и узлы для Ан-124 делали около 100 предприятий, разбросанных по СССР, и сейчас связи между ними нарушены и производство остановилось в 2003 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потребность в них есть до сих пор. В разные годы поднимался вопрос о возобновлении их производства или создании замены, но это комплексная и времязатратная задача, которую одной стране сложно осилить, так что новый сверхбольшой транспортник мы вряд ли увидим в ближайшие годы.

Ан-225 «Мрия»

Ан-225 Мрия
Ralf Manteufel, Wikipedia. GFDL 1.2

Самый большой и грузоподъёмный самолёт мира не создавался для военной службы. Сделанный в единственном экземпляре, он работал в советской программе космического многоразового челнока «Буран», перевозя на космодром блоки ракеты и челноки от места производства на космодром. Кроме того, «Мрию» рассматривали как возможную первую ступень для воздушного старта челноков. С закрытием проекта «Буранов» и потребность в этом самолёте отпала.

Проблема любых самолётов-гигантов в том, что создавать их сложно и дорого, а поддерживать в исправном состоянии трудно, потому что многие их узлы уникальны. Это объясняет, почему менее крупный Ил-76 – надёжный, универсальный и нетребовательный к качеству взлётных полос – стал главной рабочей лошадкой в российском небе.